Для бизнеса - дежурный офицер

Изображение: caricatura.ru

Анатолий ТИХАНОВСКИЙ

Финансовая полиция анализировала, как работала Программа по противодействию коррупции

Состоялось очередное заседание Общественного совета по противодействию коррупции при Агентстве по борьбе с коррупционной и экономической преступностью РК (АБЭКП). На этот раз в режиме видеоконференции. Оказалось, 31 марта 2011 года начала действовать Программа по противодействию коррупции на 2011-2013 годы. И здесь сразу осечка. Оказывается, никто из самих членов совета эту программу в глаза не видел. Приходилось все воспринимать со слов сотрудников центрального аппарата финпола. Ну это, в принципе, по-нашему.

По мнению АБЭКП РК, за три года действия программы дело не просто не сдвинулось с мертвой точки, но ситуация даже ухудшилась. Минфин, по мнению финполиции, не предпринимает никаких реальных шагов к уменьшению хождения денежной массы и увеличению доли безналичных расчетов, что продолжает, в том числе как один из факторов коррупции, преобразовываться в конкретные реальные взятки. А уж аппетиты у наших чиновников немереные! На местах ни в одной области страны не проанализировали программу и не привнесли в нее ничего своего, регионального, что говорит о чистом формализме. Ни один акимат, по мнению финпола, палец о палец не ударил, чтобы действительно что-то сделать в этом направлении, что наводит на мысль о том, что там, вероятно, и сидят те, против которых программа должна бы работать. А как иначе все это понимать?

Как оказалось, в 2012 году сотрудниками финпола было привлечено к уголовной ответственности 660 коррумпированных чиновников разных рангов и положения. И наша область здесь не в последних рядах: ЮКО - 140, ВКО - 91, Атырауская - 89, Костанайская - 86 уголовных дел. Да что там говорить! Последний пример - поимка на взятке руководства нашего архстройконтроля, о чем 24 марта сообщили СМИ, тому наглядный пример. Кстати сказать, на заседании Совета было отмечено, что именно строительная отрасль - самая коррумпированная.

На заседании Общественного совета прозвучали и некоторые предложения финпола - новшества в борьбе с этим негативным явлением. Предполагается внедрять зарубежный опыт, внести дополнения в УК РК, поднять, как говорится, общественность, НПО.
Например, предполагается ввести в Уголовный кодекс РК понятие ответственности за незаконное обогащение. Ну это когда чиновник, имеющий известную зарплату, построил себе замок по цене, многократно превышающей его совокупные многолетние доходы, и не может пояснить, как это ему удалось. Разговоров об этом было много и много лет, но вот сейчас это предлагается «вставить в УК РК».

Предлагается ввести уголовную ответственность «за торговлю покровительством», в простонародье - крышевание.
А еще было озвучено, что на профилактику коррупции в год выделяется до 30 млн тенге. Представитель АБЭПК РК как-то скромно пояснил, что это антикоррупционные брошюры, видеоролики, плакаты и прочие наглядные атрибуты. Сумма немалая! А кто-то видел у нас в области таковые агитационные брошюры, плакаты, баннеры, видеоролики? И этим ли надо «бить по коррупции»? Ответа не последовало…

Как итог, как приговор данной теме и «борьбе с коррупцией» прозвучала информация, что пока мы, Казахстан, на 140-м месте в мире по коррупции. Надо полагать, что это очень и очень плохо, т. к. программа по идее ее разработчиков должна была продвинуть нас к 2013 году хотя бы на 91-е место. Увы, и этого не удалось. Почему? Некоторым образом здесь же это «почему» прояснилось. Как оказалось, работники филиала партии «Нур Отан» ЮКО, а также профсоюзы, НПО многократно и по конкретным фактам коррупции сигнализировали об этом в местный финпол, но ни одному их обращению не был дан ход! Там дело дошло до открытой конфронтации «Нур Отана» и финпола на этой почве.

Председатель Общественного совета по противодействию коррупции Кайрат Сулейменов в сердцах прямо заявил на весь эфир: «С кем же вы вообще находите общий язык и разговариваете, если не можете сделать этого даже с правящей партией?!» Решено послать в ЮКО комиссию, сформированную из членов Общественного совета.

Весьма живое обсуждение вызвал второй вопрос заседания - о защите субъектов МСБ от незаконных посягательств со стороны госорганов.

Представители АБЭПК РК заявили, что по их ведомству введена должность дежурного офицера, который впредь обязан лично принимать заявления по тем или иным вопросам, касающимся частного предпринимательства; тщательно проверять заявления, чтобы удостовериться, что заявление в отношении субъекта МСБ не липовое, не происки конкурентов и пр. Повышается роль следователя при принятии процессуальных решений на стадии приема заявлений. Планируется снижение оборота наличности как одной из мер противостояния лжепредпринимательству.

Не очень внятно прозвучали ответы на вопросы о работе финпола в условиях моратория на проверки субъектов частного предпринимательства. Как и по вопросам камеральных проверок налоговиков, на которые никто внимания в смысле законности и моратория не обращает, но это тоже проверки, и на них мораторий распространяется тоже в полной мере. Изъятий в указе президента в отношении моратория на сей счет них никаких нет. Не так ли?