Александр Евсюков: «Зрительный зал меня тревожит...»

Александр Евсюков: «На 70-летие филармонии любой подарок будет желанным»

Ольга ЛИХОГРАЙ

В этом году Костанайской областной филармонии имени Е. Умурзакова исполняется 70 лет. За эти годы она претерпела много изменений как во внешнем облике, так и внутри коллектива. И будет меняться дальше. К юбилею выпустят очерки о работниках филармонии на государственном языке, большой альбом на трех языках.

Официальное празднование продлится неделю, которую уже назвали неделей искусства. Ожидается приезд звезд казахстанской эстрады. Правда, начало праздника назначено не на 19 марта - официальную дату открытия филармонии в 1944 году, а ближе к осени. Александр Евсюков надеется, что юбилейный год станет переломным в жизни филармонии.

- Александр Сергеевич, в 2009 году, когда вы стали руководителем филармонии, под ее крышей работало 16 коллективов. Что изменилось за эти 5 лет?

- Стабильно работают прежние коллективы. До 2009 года не было оркестра казахских национальных инструментов. В первый же год своего существования на международном конкурсе он занял третье место из 15 коллективов. Это яркий пример нашего потенциала. Но лучшие наши исполнители уезжают в другие регионы Казахстана, в Россию. Для возврата необходимо создать условия. Есть квартиры и хорошая зарплата - приедут, в противном случае поедут туда, где им эти условия представят. К сожалению, ничего не изменилось в подготовке кадров. В области так и нет учебной базы по подготовке профессиональных исполнителей, музыкантов-инструменталистов. Единственное учебное заведение - Рудненское музучилище. Много лет не выпускает никого, кроме хоровиков и народников.

- Это отражается на работе филармонии?

- Конечно. Мы уже три года занимаемся проектом создания двух коллективов: хоровой капеллы и эстрадно-симфонического оркестра. Мечтаем о симфоническом оркестре - не хватает кадрового потенциала. Нет гобоистов, валторнистов, фаготистов, мало скрипачей, виолончелистов.

- 5 лет назад вы говорили, что в СССР гастроли финансировались из всесоюзного и республиканского бюджетов. Говорили, будете добиваться планирования средств на гастроли из бюджета РК. Удалось что-то сделать?

- Финансирование гастрольной деятельности - сложный вопрос. В 2013 году мы подписали меморандум с филармониями Астаны, Караганды, Павлодара, который позволил обмениваться творческими коллективами. В начале этого года в Караганде меморандум подписали уже 12 филармоний. Теперь при выезде на гастроли принимающая сторона выплачивает коллективу достаточный гонорар и гарантирует полный зал. Это большое достижение, ведь последняя встреча руководителей концертных организаций страны была в начале 2001 года. Потом со стороны министерства культуры было игнорирование областных филармоний, а крах гастрольно-концертной деятельности начался еще раньше. При подписании меморандума состоялся жесткий разговор о жизнедеятельности концертных организаций. Мы поставили вопрос перед министерством. Но пока гастрольная работа наших коллективов идет за счет собственных средств. В этом году к нам собираются труппа Государственного академического театра оперы и балета им. Абая, струнный квартет им. Жубановой.

- Правда, что наша область чуть ли не единственная, в которой нет профессиональной сцены для приема больших творческих коллективов и оркестров?

- Проблема существует. Очень часто звонят из Челябинска, других городов, хотят привезти оперные постановки, оперетты. Я объясняю: у меня параметры сцены такие: глубина - 7 метров, оркестровой ямы нет, зал на 400 мест, кресла снимать для оркестра не будут. В телефонной трубке - пауза... Потом говорят, ладно, Александр Сергеевич, подгоним под вашу сцену оркестр. А что значит подгоним? Значит, будет халтура. Хорошо, если приедет камерный оркестр, а скорее всего, будет фонограмма. От таких предложений сразу отказываемся. Когда делали ремонт зала филармонии, крышу снимали, купол снимали. Я предлагал перенести сцену на 4-6 метров, зал сделать не на 400, а на 800 мест. Элементарно сделать колосники, чтобы мы могли одежду сцены поднимать, менять ее. Сейчас высота сцены нам это не позволяет, а по ходу программы это вообще невозможно.

- А как вам сцена в новом Казахском театре имени И. Омарова?

- Сцена отличная, но количество мест, звуковое и световое оборудование не позволяют проводить масштабные концерты. Почему у нас большинство концертов проходит в Ледовом дворце? Потому что вместимость Дворца (1 200 мест) позволяет снизить стоимость билетов и собрать больше зрителей. Но акустические возможности зала оставляют желать лучшего - везде металл. О комфорте для зрителей и артистов и говорить нечего.

- Какая концертная сцена, какой зал нужны Костанаю?

- Зал филармонии соответствует параметрам камерного концертного зала, очень чистый полетный звук. Имел бы наш зал сцену хотя бы 12 на 12 м, современное штанкетное и техническое оборудование, оркестровую яму и зрительный зал на 800 мест...

Хорошая сцена и зал в бывшем театре им. И. Омарова. Надеюсь, после ремонта это будет одна из лучших профессионально оснащенных сцен города. Хороший зал на 800 мест, сцена, оркестровая яма в бывшем Дворце профсоюзов, но ныне - частные владения. Если бы это здание восстановить, были бы сняты многие вопросы культурного обслуживания населения.

- Как вам идея строительства нового концертного зала?

- Актуально и своевременно. Хорошо, что о нем говорят, показывают проекты. Самодеятельные и творческие коллективы для нашей области - проблема. Должны быть вокально-инструментальные, хореографические, танцевальные коллективы. Люди устают от одних и тех же лиц. Должно быть такое место, где самодеятельные коллективы будут аккумулировать свои силы. Им может стать новый концертный зал.

- На ваш взгляд, развитие музыкального искусства и вообще культуры области зависит от того, кто стоит у руля региона? У каждого из акимов свой подход. Помнится, в свое время Шукеев всерьез интересовался джазом и даже брал у вас уроки игры на саксофоне…

- Напрямую зависит! Вкусы человека, руководящего областью, его интеллект, образовательный уровень выражаются в формировании определенной творческой среды, интеллигентности общества. Шукеев развил интерес к джазовой музыке. Народная, классическая тогда слегка отошли. Затем все упростилось, была ориентация на легкую эстраду. Сейчас интересы в нашей руководящей среде поменялись. Уделяется внимание серьезной эстрадной музыке, бардовской песне. Нынешним руководителям нравятся песни со смыслом.

Вкусы - это важно. Но самое страшное, когда приходят руководители с безразличным отношением к искусству. Творческая интеллигенция питается вниманием власти: если власть обращает внимание и поддерживает, то все виды искусства будут развиваться стремительно и равномерно.

- Вы как-то говорили, что раньше люди больше интересовались музыкой. А меняется ли отношение к музыкальному искусству со стороны костанайских зрителей?

- Меня всегда волновала ситуация в зале филармонии. Особенно, когда мы работаем для учеников школ. Как-то зашел в зал, когда наш оркестр русских народных инструментов исполнял музыку итальянских композиторов... Ученики школы-гимназии говорили по мобильным, между собой, жевали жвачки. Считаю, мы многое упустили в период перестройки в музыкальном воспитании школьников. В 1986-1996 годах активно действовал музыкальный абонемент. 38 разножанровых программ школьники могли прослушать в филармонии бесплатно. Затем наступил спад. С сентября мы вновь внедряем апробированную систему абонемента в школах городов и районов области. Абонементы будут по трем возрастным группам с ориентацией на народную, классическую, современную музыку. Надеюсь, это принесет свои плоды.

- В прошлом году при организации таких шикарных проектов, как «Три баса» и «Три тенора», вы говорили о сложности подобных концертов именно в связи с музыкальными вкусами публики. Чем вас тогда разочаровал наш зритель?

- На момент проведения «Трех теноров» я был шокирован. «Три баса» прошли замечательно и финансово, и с аншлагом. Я был уверен в нашей зрительской аудитории, когда дал согласие на проведение двух концертов «Трех теноров». Это же мировые теноры! Оперные любовники! Самые красивые арии исполняют они. Но парадоксальная ситуация - зритель раскачивался долго, билеты раскупались плохо, а необходимо было отправить предоплату. В результате один аншлаг, второй - с доплатой гонорара за счет собственной прибыли филармонии. И на кого? На звезд мирового уровня! Удивляет и другое. На представления различного рода цирковых коллективов иногда с сомнительными программами зритель идет, приобретая билеты по 1 500-2 500 тенге. На концерты коллективов своей филармонии зритель считает билеты по 500-1 000 тенге дорогими.

- Наверное, надо, чтобы люди привыкли ходить на концерты.

- Планируем для удобства зрителей перестроить график организации концертов. Первая неделя каждого месяца будет отдана концертам народной музыки, вторая - классической, третья - джазовой, эстрадной и т. п.

- Какой подарок на 70-летие филармонии будет самым желанным?

- Внимание и любовь нашего зрителя! Ну и... хороший автобус для артистов, финансирование наших гастролей в Астану, Алматы. Новые костюмы и инструменты, обновленная сцена и светозвуковое оборудование. На данном этапе нам есть о чем мечтать.

 

Досье:

Александр Сергеевич Евсюков. Заслуженный деятель РК. Родился 7 сентября 1945 года на ст. Тайнча Кокчетавской области. Закончил Челябинский Государственный институт культуры. С 1973 года - художественный руководитель Костанайской областной филармонии. С 2009 года - директор областной филармонии.