Волк щуке вполне товарищ?

Глухозимье продолжается, хищники активизируются

Все больше стало приходить позитивной информации от щукарей: десанты рыбаков перестали возвращаться пустыми. И хотя до легендарных уловов еще не меньше месяца, зубастая стала попадаться все чаще. Вот и наш Сабаней Карпов рассказал о своем опыте.

Щучий зуд

По рыбацкому тряпочному телефону вдруг разнеслось: щука дернулась - везде дуром прет, особенно на Верхнем Тоболе. Вечером ко мне примчался рыбанутый сосед-щукарь по прозищу Хохол. Предстал с квадратными глазами, из которых я сразу понял, что разговор предстоит серьезный и совсем не телефонный. После четвертого бокала чая стали проверять состояние живцов, после восьмого бокала Хохол позвонил своему родственнику Василию - щукарю не менее легендарному, и тот уверенно сообщил, что на Верхний Тобол с трассы не проехать даже на танке. Но не ехать уже было невозможно…

Когда рыбачий зуд становится невыносимым, вариант всегда находится: вдруг вспомнился мост через Тобол, что неподалеку от Введенки. Туда и решили ехать. Выехали из Костаная в 5 утра на «фольксвагене», через полтора часа движения по совершенно пустой трассе добрались до вожделенного моста, нашли стоянку, от которой проглядывала запорошенная рыбацкая тропа. Поступило предложение спуститься к реке, и мы с Хохлом почти скатились к заснеженному льду под февральскими мерцающими стужей звездами. А в висках стучит: «Могут быть промоины».

6.30, вокруг ни души, а под ногами - слякоть. Где рыбачить? Решили добраться до ближайших домиков, чтобы узнать, где тут щукарят. Удивительно, но в это время нас никто подальше не послал. Местный колоритный полусонный дядя пояснил, что надо идти под мост по руслу метров 300-400. Наша троица снова двинулась к мосту.

С моста картина предстала отнюдь не оптимистичной: даже в предутренней темени можно было определить проблемные места с возможными полыньями. Василий предложил доехать до Давыденовки. Мы с Хохлом готовы были ехать хоть в Гренландию, только бы отчалить отсюда.

Рассвет встретили в Давыденовке. Местный гид (позже мы не без оснований заменили в этом слове «и» на «а») объяснил, что идти надо 4 км вниз по течению «до кучи песка на берегу». Я стянул свой рыбацкий скарб на санках жгутом. Хохол с Василием взвалили на плечи весь остальной «мадепалам», и мы по колено в снегу двинулись в морозную нехоженую степь. А в глазах уже маячили метровые щуки и бесконечно выстреливающие флажки жерлиц. Истекающие потом, с языками на плечах наконец добрели до Тобола. Василий предложил: «Может, по льду? Все-таки поровней будет».

Вышли на лед. И тут началось… Мои напарники легко ринулись вперед по петляющему речному руслу через промоины, оставляя после себя мокрые следы, и быстро исчезли из поля зрения. Еле переводя дыхание, я остановился на матовом льду - следы компаньонов не просматривались. Стало как-то не по себе. Я один посреди реки, вокруг - промоины и никого.

На матовом льду мои маты, наверное, были внушительными. «Иду», - отозвался бесстрашный Хохол. Вдвоем мы скоренько выбрались на безопасное место, и тут я обнаружил пропажу своего сотового телефона: видно, где-то при преодолении препятствий выпал из неглубокого кармана. Идти назад и искать его я бы не согласился даже под дулом пистолета.

Глубоко вздохнув, стал бурить лунку под жерлицу, а конкуренты между тем уже выставили две. Тут вдруг выясняется, что плес - это совсем не тот, про который говорил местный сонный мужик. Кучи с песком не наблюдалось, место было явно не щучьим. Боевой дух упал. Решили двигаться дальше. Пройдя метров 200, я заметил заливчик в зарослях ракиты, тростника и камыша.

Опасный экстрим

Пробурив лунку, понял, что глубина здесь не более 2 м. Было уютно, обворожительно, дико, но со следами местной цивилизации в виде оригинальных стульчиков - мешков из-под сахара, набитых соломой. Дешево и сердито - такую мебель не надо носить с собой, никто не уведет, да к тому же всегда стоит на нужном месте. Мои напарники ушли дальше за поворот. И только там обнаружилась ...песчаная коса! А мы по наводке все кучу песка искали.

Напарники умудрились вытащить первую хищницу. Выставив пару жерличек, бурю лунку для третьей. Слышу кричат: «Флажо-о-о-к!!!» Понимаю, что сигнализируют мне - больше некому. Бегу к первой жерлице, подсекаю - вытаскиваю. Под килограмм потянет. 1:1, но в мою пользу, потому что их двое. Приятненько. Негатив суворовского перехода начинает испаряться. Пока я возился с третьей щуковкой, они сравняли счет и тут же вышли вперед. Их третья - под 2 кг.

В моем арсенале всего 9 жерлиц. Я никогда не ставлю больше в отличие от тех щукарей, которые могут просверлить и по 40 лунок. Потому как уверен, что в щучьей рыбалке количество не перейдет в качество, если поставить десятки жерлиц наобум. Ставлю там, где, по моим расчетам, может быть щучья тропа.

...Уловистая жерлица. Надо ли говорить, насколько она важна при зимней охоте на щуку. Не претендуя на открытие, скажу, что все «рабочие» конструкции жерлиц сводятся к основной схеме, которая предполагает использование четырех элементов: стойку, катушку с леской, сигнализатор поклевки и оснастку. Классическая стойка жерлицыпредставляет собой или брусок из дерева, или отрезок профиля из дюралюминия. Использование металла плохо тем, что к нему примерзают пальцы. Не люблю я магазинные щуковки, предпочитаю сделанные собственноручно. Мои снасти основаны на дедовском принципе поставушки. Вся ловля рассчитана на то, что хищница схватит наживку и засечется сама. Может, это и менее спортивно, чем жерлицы с катушкой, зато более надежно - сходов меньше.

А флажки встают, как по команде. 4:2, 5:3, 6:5… Я проигрываю… Садимся с Василием ловить живца. Слышу: «Ой, оторвало…» Сажусь на его лунку: на мормышке - тесто, дзынь - откусило… Перехожу на другую лунку: там идет окунь - приличный, больше ладошки.

К четырем часам все стихло. Не клюет в лунках, замерли жерличные флажки. Пьем горячий чай из китайского термоса. Предупреждаю: обратно по Тоболу не пойду - не нужен мне экстрим между промоинами. Даже сотовый не нужен. Собираем щуковки. Подхожу к последней. Пытаюсь ее поднять - и чувствую, что внизу что-то есть. Флажок не сработал, примерз, а может, остроносая хапнула живца как раз тогда, когда стал поднимать его - так нередко бывает. Общий счет - 7:5, но в мою пользу, потому что у них по три с половиной на брата. Правда, у них одна большая, а у меня - все под килушник и меньше. Так что соглашаюсь на ничью. Снимаемся.

Упакованный Василий убежал вперед. Мы с Хохлом отстали. Смотрим на Василия издалека и не можем понять - он то присядет, то приляжет, то вообще притормозил: ждет нас. Подходим, Василий тычет рукой в лощину, выдавливая из себя: «Волки!» Семь, сначала туда спустились два, потом три, потом еще два… Шок! То промоины, то волки: одно другого не слаще… Одна надежда на то, что нас не учуют: ветер от них к нам, а не наоборот.

На горизонте темнеют крохотные домики Давыденовки. Стартуем! Пот градом, санки то и дело кувыркаются, сердце - как тамтамы людоедов в Африке… Добрели до машины уже в сумерках. Выезжаем на трассу - попадается попутчик из местных. Он крайне удивлен, узнав о месте нашей рыбалки: большинство местных от той волчьей лощины держится подальше. Значит, мы сами были там живцами. Только не для щуки - для серых земных хищников. И так стало замечательно, что нам уже не надо ни направо, ни налево, а только прямо - домой.

Клев-инфо

• В городских зонах Тобола не слишком активно, но все-таки поклевывают окунек, чебачок, подлещик. Менее активно - в центре Костаная, более - в пригороде.

• На Аккабаке плотва клюет повеселее, активнее, и окунь причем попадается порой даже довольно приличный - до полукилограмма.

• По-прежнему испытывает рыболовов на настырность, активность и выносливость окунь «Чистых прудов»: его надо активно искать и бурить, бурить, бурить…

• Аксуат не слишком охотно расстается с окунем, жаден на карася и радует тем, что постепенно становится еще и щучьим водоемом.

• На Верхнем Тоболе в благоприятные рыбьи дни - полный местный набор: щука, окунь, лещ, плотва.

• На Аяте чаще, чем рыба, попадаются местные уполномоченные с бланками путевок: причем с одной стороны водоема надо заплатить даже в бесклевье 500 тенге с души, с другой - уже 1 000.