Снаряды ложатся все ближе

На заседании Консультативного совета речь шла об изменениях в законодательстве, важных для участников ВЭД

Анатолий ТИХАНОВСКИЙ, ng@ng.kz

Ответственность за нарушения в сфере, контролируемой таможней, ужесточается

Состоялось внеочередное заседание Консультативного cовета по вопросам совершенствования таможенного дела в ДТК по Костанайской области. Вывод из него: законодатель все крепче «завинчивает гайки» в отношении предпринимательства, а госорганы, в частности, таможня, все меньше заинтересованы в том, чтобы в сфере его влияния бизнесу работалось комфортно.

Из ответов, например, на неудобные вопросы от Ассоциации содействия предпринимательской деятельности, следовало, что буквально любая проблема, которая появляется у участника ВЭД, в этой сфере расценивается только как его предпринимательский риск. Его с субъектом бизнеса никто не делит. Даже если таможенник, что-либо оформляющий, допустит ошибку и она повлечет неприятности для конкретного частника, то и это только его проблема. Ну, в совсем уж исключительном случае -  ответственность пополам. Каково!

На заседании из уст представителей таможни прозвучало, что Закон РК «О государственном контроле и надзоре в РК» на органы таможенного контроля не распространяется. При этом здесь же, зачитывая некоторые положения новых нормативных правовых актов о порядке проведения выездных проверок в рамках пост-таможенного контроля, сотрудница ДТК фактически один в один процитировала текст данного закона.

Да, в нем есть некоторые специфические изъятия по некоторым ведомствам, но в целом-то закон действует для всех и подлежит исполнению. А мы порой слышим и видим: на прокуратуру закон не распространяется, на инспекцию лесного и охотничьего хозяйства не распространяется, на таможню не распространяется, на налоговиков не распространяется и так далее. Господа хорошие, а на кого же тогда распространяется? Для кого, вообще, он писан? 

В преамбуле данного закона, между прочим, черным по белому написано: «Настоящий Закон регулирует общие правовые основы государственного контроля и надзора в Республике Казахстан и направлен на установление единых принципов осуществления контрольной и надзорной деятельности, а также на защиту законных прав и интересов государственных органов, физических и юридических лиц, в отношении которых осуществляется государственный контроль и надзор». А статья 2 закона устанавливает, что он основывается в первую очередь на Конституции РК. А статья 14 Конституции РК запрещает дискриминацию кого-либо по любым признакам.

Поэтому весьма спорны заявления «о нераспространении», как бы позволяющие некоторым контролирующим госорганам, вопреки продекларированным положения преамбулы закона, действовать по принципу «Джентльменов удачи»: «Ты сюда не ходи, ты туда ходи, а то снег башка попадет…»

На заседании Консультативного совета представители ДТК сообщили о переменах в законодательстве. С 16 июля 2013 года вступил в силу Закон РК о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по таможенным вопросам. Изменения существенные. Предпринимателям, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, их надо найти, прочитать и применять на практике, чтобы не наработать себе неприятностей.

Самые, пожалуй, существенные изменения произошли в частях 2-3 статьи 69 КоАП РК. Если раньше таможенники не могли привлечь субъект к административной ответственности после 2 месяцев со дня совершения адмнарушения, то теперь они добились продления этого срока до 5 лет! Как и по Налоговому кодексу РК. Этим они, безусловно, сильно облегчили себе работу и усложнили положение предпринимателей. Потеть теперь таможне не надо, чтобы что-то выявить за 2 месяца. Теперь можно вальяжно и спокойно растянуть «удовольствие» камеральным контролем и иными способами на целую пятилетку. Результат будет в любом случае, да еще и пени набегут, будут баснословные.

Внесены определенные изменения и дополнения в статьи КоАП РК 403, 405, 410, 412, 417, 421, 423, 426, 427, 429, 430, 431, 434, 434-1, 438-1. Предприниматели, субъекты ВЭД, имейте это в виду, найдите, прочитайте! В частности, по всем этим статьям там, где ранее указывалось, что применяется законодательство РК, теперь указано: весь Таможенный союз. Если часть 2 статьи 426 КоАП РК имела формулировку: «с конфискацией или без таковой», то теперь только «с конфискацией». Согласитесь, это существенно, изменение внесено в сторону ужесточения, как и в случае со сроками давности.

Если ранее в статье 434-1 КоАП РК предусматривались административные взыскания «в случаях неисполнения плательщиком обязанности по уплате таможенных платежей», то теперь просто - «во всех случаях». В общем, тот, кто серьезно занимается ВЭД, должен сам лично со своим бухгалтером все это изучить и  «намотать на ус».

А еще на заседании была обнародована интереснейшая информация. Со слов представителя ДТК, до 70% всех товаров, перемещаемых из-за границы и подверженных процедуре растаможивания, якобы не востребуется собственниками и оседает на складах временного хранения. И это - несмотря на уверения, что количество нужных для этого документов сокращается, а операции с ними упрощаются.

Объяснения ситуации сами таможенники не находят. Может, найдутся предприниматели, которые расскажут, в чем дело? Для начала - нам, в Ассоциации содействия предпринимательской деятельности.      

Фото предоставлено пресс-службой ДТК