Необучаемые студенты

Виталий ХАЛЕВИН

В последнее время в казахстанских вузах появилась особая категория - «необучаемые студенты». Как правило, отмечают некоторые педагоги, это выпускники сельских школ, где образование «хромает» на обе ноги. Невольно задаешься вопросом: как могло получиться, что безграмотные студенты оказались в стенах высших учебных заведений? Со стороны ректоратов - молчание. Иногда - легкий намек на то, что зарабатывать-то надо, вот и набирают безграмотную молодежь. Преподаватели говорят студентам, мол, чего вы хотите, качественного образования в провинции не бывает. В столичных вузах - другое дело, там и библиотечный фонд богаче, и уровень профессорско-преподавательского состава выше. Тогда зачем в середине 90-х в провинции открывались десятки вузов?

Но в любом случае нужно либо учить студентов грамотности, либо отчислять. Кстати, в российских вузах так и делают. Моя знакомая, которая закончила Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, отмечает, что уже на первом курсе с ее факультета по связи с общественностью из-за неграмотности было отчислено около 20-ти человек. Отсев студентов продолжался на протяжении всех 5-ти лет обучения.

В наших вузах тоже отчисляют студентов, почему-то, как правило, накануне аттестации института. Делается это примерно так: завкафедрой говорит некоторым студентам о том, что они безграмотные, в результате на момент проверки в списках они уже не значатся. Причём благополучное восстановление им гарантировано. В итоге и вуз аттестован, и безграмотные студенты продолжают обучение.

Кто же им преподает? Последняя проверка Министерства образования выявила, что 78 вузов Казахстана не имеют необходимого количества преподавателей с учеными степенями и званиями. Несколько лет назад я работал в студенческой газете. Мне не раз приходилось исправлять ошибки в статьях преподавателей. Наверное, по невнимательности допустили. Зато на лекциях в очередной раз приходилось слушать о том, кто с кем из студентов дружит, какие у лектора гениальные дети... При этом ни слова о самом предмете. На лекции ходить стало неинтересно.

В этом году меня пригласили на семинар по журналистике в Польшу. Один из тренингов вела преподаватель факультета журналистики Вроцлавского университета. Девушка не знала русского языка, поэтому ей пришлось объяснять нам теорию политического пиара через переводчика. Но дисциплину мы освоили. «Я просто люблю свой предмет, - сказала она после лекции, - для меня нет необучаемых учеников. При желании за сто лет можно и флегматичную лошадь научить разговаривать». К сожалению, у наших преподавателей другая точка зрения.

Говорят, вуз - не школа. При этом зрить в корень собственной несостоятельности преподаватели отказываются. Лично я только после окончания вуза осознал, что пять лет проучился впустую. В итоге мне приходится ходить к репетитору и восполнять пробелы в своем высшем образовании. К счастью, учили меня и такие преподаватели, которые делали все возможное, чтобы дать необходимый запас знаний. На них, видимо, только и держится наше высшее образование.