Ключ от храма

Строительство каменного собора в Кустанае было заветной мыслью русских поселенцев

 

В одном из докладов императорскому двору военный губернатор Тургайской области (Кустанайский уезд был в ее составе) сообщал, что в 1890 году в Кустанае находилось 1295 домов и 2 церкви. В 1891 году упоминается о 3-х деревянных церквях православного исповедания, а в 1893 году речь идет о 7 деревянных церквях и одной каменной мечети на весь Николаевский уезд и город Ново-Николаевск (Кустанай). После преобразования поселения Кустанай в город Ново-Николаевск в 1893 году, нужда в просторном каменном храме стала очевидной для каждого христианина, а таковых к тому времени насчитывалось около 23 тысяч человек.

«Не отказать в посильной лепте...»

Существующая с 1887 года Михайло-Архангельская церковь всех не вмещала. Особенно в праздничные богослужения большая часть жителей молилась за ее пределами, зачастую под снегом и дождем. Но одних местных пожертвований на строительство не хватило бы. Генерал-губернатор Тургайской области обратился к государю и тот лично позволил сбор добровольных пожертвований по всей империи на сооружение «первого по времени» православного соборного храма в Тургайской области, в новооткрытом городе Николаевске во имя Святителя и Чудотворца Николая (1893 г.).

Организованный Строительный комитет градо-Николаевского соборного храма исчислил на сооружение храма смету, равную 79 тыс. рублей, не считая внутренней отделки, и обращался с «усерднейшей просьбой» к благодетелям не отказать в посильной лепте. Имена жертвующих публиковались в «Тургайских областных Ведомостях», «Церковных Ведомостях».

Ведомость о церкви

В 1897 собор был воздвигнут в самом центре Кустаная на Соборной площади (примерно там, где сейчас Центральный сквер и пруд в нем) и действительно являлся украшением города. Подчинялся Оренбургской епархии.

Расписывал Николаевский собор знаменитый палехский мастер-иконописец Павел Корин, свидетельствует житель Костаная Лилия Смирнова.

Новая, советская власть в 1918 году подвергла ревизии церковное имущество собора, составив ведомость о церкви на специальном бланке Московской синодальной типографии с изображением двуглавого орла. В ведомости сказано, что «соборное треглавое каменное здание с такою же колокольней и общей каменной оградой с железной решеткой во имя Чудотворца Николая построено на средства местных прихожан и большею же частью на средства, собранные по Высочайше разрешенной Всероссийской подписи».

В штате храма числились протоиерей, два священника, штатный дьякон и три псаломщика. Жалованье по 100 рублей получал каждый, но в 1918 году не выделено. Кружечных доходов за тот же год получено 6000 рублей. Других источников содержания причта не имелось. Земля при церкви - усадебная вместе с погостом (кладбищем) церковным - составляла 16 828 квадратных саженей. Дома для церковнослужителей на церковной усадебной земле построены были на церковные средства в 1902 году и составляли собственность Кустанайского Николаевского собора.

Почтовый адрес его указан следующий: Градо-Кустанайский Николаевский собор Оренбургской Епархии Тургайской области г. Кустанай.

Ближайшие к собору церкви отмечены слдующие: Кирилло-Мефодьевская в 100 саженях от него, Михайло-Архангельская церковь в 400 саженях, Константино-Еленинская в 480 саженях, Казано-Богородицкая церковь в Затобольском - в 2-х верстах. Вдобавок к Свято-Николаевскому храму была приписана кладбищенская Косьмо-Демьяновская церковь с деревянным зданием и такой же колокольней на столбах, обитая тесом. Была перестроена из временной Николаевской церкви, возведенной в 1900 году. Опись церковного имущества заведена в соборе с 1884 года, а копии метрических книг хранятся в целости с 1 августа 1883 года. Приходно-расходные книги о суммах свечной и церковной с печатью консистории выданы в 1910 году. Исповедные росписи находятся в целости с 1884 года, в церковной библиотеке - 115 томов книг, предназначенных для чтения.

Все соборные деньги находились «под ключом соборного казначея в сохранности». Преоблаженный в последний раз посещал приход в 1911 году, а имевшиеся при храме школы отошли в Министерство народного просвещения.

На том ведомость о состоянии церковного имущества и заканчивается.

В 1919 году власть Советов приняла на учет имуществомонастырей. С 1 июля 1920 года отдел управления по гражданской регистрации запретил служителям всех религиозных культов г. Кустаная и уезда взимать любые сборы с прошений и заявлений, к ним поступающим. Этим теперь стали заниматься советские загсы.

Церковный кирпич - на Дом Советов

О дальнейшей судьбе собора известно немногое.

В газете «Красная степь» в 1923 году была заметка о том, что старики в Свято-Николаевском соборе устроили митинг по поводу «недоношенного Христа» после перехода к исчислению календарного времени по новому Григорианскому стилю. В 30-е годы в монастыре обнаружили 200 пудов скрытого хлеба и множество всяких вещей, захламлявших колокольню. К тому же там находилась «школа красной молодежи». Руководство округа постановило монастырь закрыть, а колокола снять и передать на заводы. Но жилые здания монастыря еще долго служили складами и крольчатниками, чем и вовсе привели подворье в антисанитарное состояние.

И? наконец, газета «Сталинский путь» 10 мая 1937 года оповестила население, что «идут к концу работы по сносу собора. Слежавшийся старый кирпич с трудом поддается разбору. Из него целиком строится школа под номером 24. Освободившееся от собора место должно отойти под городской сад». Из архивных источников известно также, что соборный кирпич шел на строительство кустанайского Дома Советов. Жительница города Лилия Григорьевна Смирнова вспоминает, как ее родственница, работавшая на строительстве здания облисполкома, однажды среди досок и привезенного с разбора соборного кирпича увидела небывалых размеров медный ключ. Оказалось, что ключ тот от Свято-Никольского собора. Мария Устиновна Скрябина любезно передала его в Кустанайский областной музей. Ключ и сегодня занимает там свое почетное историческое место. Что касается соборных икон, то известно, что часть из них передана Константино-Еленинской церкви.