Опоры освещения в проекте не значились

Трос от фонарного столба оказался на тротуаре и мешает пешеходам и велосипедистам

Ольга ЛИХОГРАЙ

Тротуар сначала уложили, потом вскрыли, теперь укладывают заново

Новые тротуары вдоль объездной трассы за мостом в районе КЖБИ в Костанае построены с нарушением СНиПов РК. Этот факт был вынужден признать подрядчик - Щучинский филиал ТОО «Казахдорстрой». Сейчас он переделывает пешеходную зону за свой счет, но уточняет: все, что было сделано на трассе, соответствует проекту.О том, что на этом месте появились глубокие ямы, сообщили пользователи сайта ng.kz. 20 мая корреспонденты «НГ» сами увидели безобразие за мостом. Больше всего пострадал участок, который проходит вдоль СО «Весна»: 8 новых поребриков были выворочены и лежали рядом, в одном месте пробили углубление и поставили светофорный столб. Тротуар вымостили и напротив въезда в садовое общество, как теперь сюда заезжать автомобилям - непонятно. Для удобства дачники уже насыпали землю, чтобы обеспечить заезд. На противоположной стороне, прямо на тротуарах, установлены столбы освещения. В одном месте железная растяжка от столба перекрывает тротуар. Людям приходится обходить и объезжать это место на велосипедах по проезжей части.

Заказчик - департамент Комитета автомобильных дорог - обвиняет подрядчика.

- Освещение в той части города планировали сделать зимой для безопасности движения, - пояснил начальник отдела департамента Вячеслав МИРОШНИЧЕНКО. - Подрядчик с помощью буровой установки сделал ямы под опоры освещения. Но ударили резкие морозы, и мы приостановили работы. Весной, когда сошел снег, оказалось, что подрядчики ошиблись на 40 см и сделали ямы прямо на тротуаре. Сейчас они будут переносить ямы под опоры освещения на 40 см от тротуара.

Однако представитель подрядной организацииОлжас ДЮЗЕЛЬБАЕВ утверждает, что установка опор освещения именно в этих местах была указана в проекте:

- Как было указано в чертежах, так мы и сделали. Когда зимой выяснилось, что в этой части города очень темно, начали планировать освещение и тротуар. Но почему-то сначала дали задание сделать тротуар, а потом - столбы освещения. Вот и получилось, что они встали на тротуаре, хотя по СНиПам тротуар - это константа, на нем ничего не должно мешать пешеходам.

По словам подрядчика, в тех местах, где столбы освещения уже стоят, никаких переделок не будет. Можно смело предположить, что зимой тротуары не сможет почистить снегоуборочная техника. Они превратятся в сплошную ледяную корку и сравняются с проезжей частью.

Но самое интересное, что в проекте не было ни освещения проезжей части, ни второго тротуара шириной 1 м. Как объяснил «НГ» главный инженер ТОО ПИ «Кустанайдорпроект» Владимир ЛЕВЕНЦОВ, в документах был только один тротуар шириной 2,5 м. В таком виде проект прошел госэкспертизу. Но зимой из облакимата поступила команда - до нового года осветить проезжую часть и предусмотреть еще один тротуар. Поэтому подрядчики стали разбивать тротуар, который успели сделать осенью, и бурить ямы. В итоге выяснилось, что электрические кабели нельзя укладывать при температуре ниже 15 градусов мороза.

- Освещение мы проектировали с учетом СНиПов, по которым полагается устанавливать опоры на расстоянии 1,7 м от кромки проезжей части, - сказал Левенцов. - С той стороны, где тротуар шириной 2,5 м, опоры встали нормально, места для прохода пешеходам хватит. С другой стороны, где сделали узкий тротуар, углубления под опоры пришлось переносить, потому что люди не смогут по нему ходить.

Люди не должны обходить фонарные столбы и по широкому тротуару, но это, похоже, никого не волнует. Фонари, которые появятся здесь, вряд ли прольют свет на беспорядок, творящийся при обустройстве крупных объектов за большие бюджетные средства. А как будет решаться вопрос с заездом в СО «Весна» и с металлический растяжкой, которая перекрыла тротуар, вообще непонятно. Руководитель стройки Медет ИСАБЕКОВ от комментариев отказался.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА