Из когорты первых

Зауре ТЛЕУБЕРДИНА, сотрудник Центрального госархива РК

Завершилась работа над  документами из личного архива скульптора Хакимжана Наурызбаева

Судя по  личным документам, биография уроженца Костанайской области Хакимжана Есмахановича Наурызбаева, как и многих людей того поколения, извилиста, а путь к вершинам тернист и не без счастливых случайностей. Хотя, следуя философской логике,  случайность, как правило, закономерна...

В своей автобиографии основатель казахской школы скульптуры Хакимжан Наурызбаев указывает, что родился  27 августа 1925 года в ауле № 1 Мендыгаринского района Кустанайской области в семье крестьянина-бедняка.

Он рано потерял мать − Ракыш Наурызбаева умерла в 1934 г. Отец - Есмахан Наурызбаев - до Октябрьской революции работал коновалом в аулах. С 1932 г. он работает ветеринарным санитаром, ветеринарным фельдшером в колхозах области, плотником, кузнецом, шорником.  Затем долгие годы жил у сына в Алма-Ате.

В 1934 году Хакимжан пошел в школу. Еще в раннем детстве он пристрастился к рисованию и особенно к лепке. Детство его было прервано Великой Отечественной войной. Пришлось бросить учебу и заменить в колхозе взрослых, ушедших на фронт. Работая пастухом, а затем в колхозной кузнице, мальчик продолжал заниматься лепкой. На районном смотре самодеятельного искусства он получил премию за бюсты Джамбула и Горького.

Его работы заметили и в 1943 г. Хакимжан был вызван в Алма-Ату для продолжения образования в Алма-Атинском художественном училище. А через год, по окончании первого курса, правительство направило его на на подготовительное отделение Московского архитектурного института. Учиться в самом институте ему не пришлось — не позволили шесть классов образования. Но в 1945-ом Наурызбаев поступил на скульптурный факультет Харьковского государственного художественного института, куда его пригласила педагог и наставница Ольга Кудрявцева, которая познакомилась с талантливым парнем еще в Алма-Ате, где находилась в эвакуации. Под ее руководством он создал первую большую работу «Молодой шахтер», ряд композиций на национальные темы: «Көк пар», «Юноша с беркутом», «Встреча победителя». Скульптуры «Голова молодого Джамбула» , «Встреча победителя» экспонировались на Всесоюзной художественной выставке в Москве.

В 1951 г. Наурызбаев закончил институт, выполнив дипломную работу  конная группа «Джамбул на лошади». В том же году вернулся в Алма-Ату. Поступив на преподавательскую работу в Алма-Атинское художественное училище, в 1952 г. он добился открытия скульптурного отделения.

В декабре 1951 года художник Наурызбаев принят в члены Союза  художников Казахстана, а в марте 1952 года − Союза художников СССР. Работал председателем правления Союза художников Казахстана, неоднократно избирался членом правления Союза художников СССР, Казахстана.

Путь Наурызбаева в творчестве был труден − не только потому, что молодые годы его пришлись на суровое военное время. Одаренный талантом ваятеля, Хакимжан  имел только половину зрения. Обстоятельство это лишало влюбленного в свое дело скульптора самой главной для него способности − видеть мир в объеме. Так писал искусствовед Анисимов о том, что Хакимжан видит только одним глазом: «Нечего и говорить, как важно для скульптора видеть объем двумя глазами, иначе приходится работать во многом интуитивно, на ощупь. Так что в любой работе Хакимжана, помимо мастерства, есть еще и большая доля мужества, трудолюбия, преданности искусству».

За памятник Абаю, установленному на пересечении проспектов Абая и Достык (ранее проспект Ленина), его выдвигали на Ленинскую премию. В одном из интервью он говорит: «Но меня включили в Комитет по присуждению Ленинской  премии. И когда Абая представили к премии, я гордо встал  и сказал следующее: «Я еще молод, только начинаю трудиться. И если я получу Ленинскую премию, то перестану трудиться, успокоюсь на достигнутом, поэтому я отказываюсь от премии». Когда я это говорил, Галина Уланова сидела и осуждающе качала головой, а о реакции Мухтара Ауэзова и говорить не приходится. За этот поступок он меня сильно отругал».

Ауэзову, который был консультантом этой работы, первый эскиз памятника Абаю не понравился. Он резко раскритиковал автора. Скульптор впал в депрессию, но потом собрался с силами и выдал новую концепцию, которую Ауэзов с радостью утвердил.

Кстати, было время, когда памятник Абаю хотели снести и вместо него поставить скульптуру Ленина, но монумент отстояли.

Затем Хакимжан Наурызбаев работал над созданием скульптурного образа Чокана Уалиханова. И снова спорил, не соглашаясь с мнением большинства: «Мне рекомендовали поставить Шокана ближе к зданию Академии наук. Я был категорически против. Потому что академия − это академия, и к ней Уалиханов никакого отношения не имеет. А просто привязывать великого ученого к зданию никакого смысла нет. Мы с соавтором, потомком Шокана Шотой Уалихановым, отстояли свою точку зрения…»

В его архиве сохранились рисунки, наброски, эскизы, сделанные в те годы. В 1951 г. скульптором выполнен портрет Амангельды Иманова, являющийся частью задуманного скульптором конного памятника. Продолжением цикла работ, посвященных Джамбулу, является фигура «Юный Джамбул», законченная  к выставке к 40-летию Советской власти.

Но не только исключительные, вошедшие в историю народа личности интересуют скульптора. Он лепит портреты своих современников, чабанов и свекловодов, металлургов и механизаторов. В галерее героев его землячки Герои Социалистического Труда: трактористка, депутат Верховного Совета СССР Камшат Доненбаева,  машинист  электровоза Вера Ивановна Политкина из  Рудного. «Я всем сердцем люблю своих земляков, создать образ современника - самое большое счастье для меня», - писал в своих воспоминаниях художник.

По его проектам сооружены скульптурные памятники Амангельды Иманову - на родине в Кустанайской области, Дж. Джабаеву - в городе Джамбул.

Наурызбаев преподавал в Алма-Атинском художественном училище,  Алма-Атинском архитектурно-строительном институте,  Алма-Атинском государственном театрально-художественном институте им. Т. К. Жургенова.

Скульптор продолжал работать и в преклонные годы. «Я еще живу мыслями о будущих памятниках - столько замыслов! Поэтому, наверное, я проживу еще долго», - писал восьмидесятилетний Наурызбаев.

Умер он 4 сентября 2009 года.

Документы отца в архив передала его дочь Раушан Наурызбаева. Она сама преподаватель рисования и черчения. Сыновья  Наурызбаева — скульптор Рахимжан Хакимжанович и архитектор Нуртас Хакимжанович, к сожалению, уже ушли из жизни. Из трех внучек  скульптора профессию, близкую к делу деда, выбрала младшая — Айжан. Она — будущий искусствовед.

 

 

 

Фото предоставлены Центральным государственным архивом республики Казахстан.