«Мало носить одежду священника - нужно им быть»

Епископ Анатолий: «Коммерциализация стала проявителем того, что есть на самом деле в душе»

Евгений ШИБАРШИН

Епископ Анатолий: о духовном кризисе, об отношениях политики и религии

5 мая православные христиане будут отмечать один из главных своих праздников - Пасху. Не забывали о нем даже в советские времена, когда атеизм был частью официальной идеологии. Есть в этом празднике что-то особенно привлекательное. Что именно? Этот вопрос «НГ» задала епископу Костанайскому и Рудненскому Анатолию (Аксенову).

Событие космического значения

- Владыка, Рождество Христово церковь тоже называет «одним из главных» праздников. Этот день даже официально сделали выходным, поэтому, волей-неволей, его отмечают не только православные. Однако день воскрешения Иисуса Христа все равно воспринимается более празднично. Почему?

- Не может быть даже двух одинаковых листочков на дереве. Так же и праздники не могут восприниматься одинаково. У них и природа разная, и значение разное, и степень их восприятия людьми тоже отличается.

Что такое «праздновать»? В славянском языке слово «праздник» имеет четкую смысловую нагрузку. «Поразновать» - значит выделить из обычной среды жизни. Вчера был обычный день, а сегодняшний день я выделяю  - он чем-то для меня значим. Но в какой степени я выделяю для себя? А в такой, что меняет в моей жизни все: и смысл моего пребывания на Земле, и мои критерии восприятия окружающего мира. Потому что по биологии я - животное, но человек в плане Космоса. То есть я не ограничиваюсь только пребыванием на Земле, а должен интересоваться, что за ее пределами. Но в какой степени? Чтобы только посмотреть, есть ли жизнь на Марсе? Или все-таки перешагнуть временные границы и поучаствовать в окружающей жизни, которую сотворил Бог, и которой он, в общем-то, и является? Поэтому разница должна быть и между одинаковыми событиями.

В череде праздников Пасха Христова - действительно особый праздник. В богослужении, которое включает в себя значение происшедшего события, есть такие слова: «Праздник праздников и торжество из торжеств». То есть здесь происходит событие не регионального значения, даже не земного, не временного характера, а какого-то бесконечного, космического. Отсюда и разница.

Да, Рождеству мы радуемся, но оно не венец отношения человека к Богу, а Пасха - венец. Поскольку мы объединены временем, пространством, государством, культурой, информацией, естественно, верующие и неверующие имеют общие точки соприкосновения, которыми в данном случае являются православные праздники.

Хочет быть с Богом, но…

- После падения тоталитарной системы у нас начали восстанавливать  храмы и строить новые, увеличилось количество молитвенных домов. Теперь многие носят крестик, в автомобилях - иконки. Наше общество духовно возрождается? Хотя некоторые интеллектуалы утверждают, что мы переживаем духовный кризис. А вы как считаете?

- Кризис, конечно, есть. Но не в том смысле, как вы объясняете. То есть дали свободу, человек ее вроде бы имеет, но не использует для того, чтобы отличаться не только иконочками в автомобиле или венчанием здания крестом. В конце концов, когда пришел Христос, крестов не было ни на одном здании. Иконочек тоже не было. За исключением тех домов, где живо хранили память о пророках и святых того времени, связанных с их родом.

Слово «кризис» тут не очень подходит. Для филолога слово «кризис» означает «суд». Если я вижу, что люди живут не так, как выражают себя внешне, и называю это состояние «кризисом», происходит несоответствие слова и понятия. В Евангелии такое состояние Господь обозначил как отсутствие Веры. Не в смысле «признаю Бога или нет» (в данном случае - признаю), но Вера в смысле «верность». «Я верю или не верю» означает - я живу так же, как говорю, или живу по-другому. В сегодняшнем дне эта разница очень заметна.

Человек хочет быть с Богом и в то же время находится в некоторой зависимости от обстоятельств. Настолько, что не способен остаться самостоятельным в ситуации, которая развивается вокруг него. Накладывается все: и радио, и телевидение, это и  наработанные традиции, и общее настроение, и -  хотим мы этого или нет - межрелигиозные и межнациональные отношения, и экономика. И тогда происходят некоторые странности в жизни человека. Вроде бы я верю, понимаю, что умру, знаю, что так должно быть, но пропускаю все мимо себя. Мне нужно реализовать свои планы, нужно исполнить свои обязанности относительно семьи, потому что хочется еще чего-то. И тогда человек оказывается в плену своих желаний и неверия в Бога как своего Творца, и происходит то, что записано в Евангелии: «Люди Меня чтут, а сердце их стоит далеко от Меня. Напрасно они Меня чтут».

Мало носить одежду священника - нужно им быть. Мало говорить, что я христианин, - нужно им быть. Если мне сказали слово, а я в ответ взрываюсь, становлюсь человеком, который не соответствует званию христианина, то и Веры здесь нет. То есть тут кризиса нет. Кризис будет после смерти. Тогда появляется такое понятие, как «суд». Человек становится предметом рассмотрения: как я жил, соответствовал ли званию человека, отца или матери, гражданина, звания той религии, которую ношу.

- Кто рассматривает?

- Естественно, Бог. Мы говорим: хороший был человек, Бог посмотрит в его сердце, а человек-то прошел по трупам, незаконно приобрел какое-то материальное благосостояние и не делал то, что Бог ожидал от его жизни.

Деньги - испытание

- Некоторые аналитики причину духовного кризиса видят в коммерциализации нашей жизни, которая пришла с рыночными реформами.

- Коммерциализация стала проявителем того, что есть на самом деле в душе. Если я бью себя в грудь: я христианин, но не являюсь таковым внутри, то как меня проверить - говорю я правду или неправду? Деньгами. Тогда вы увидите - мне важнее ценности духовные, остаюсь ли я настоящим христианином или поступаю, как делают неверующие люди; эти деньги я употребил на свои страсти: сладко поесть, вкусно отдохнуть, побольше заниматься собой, или я эти деньги стараюсь использовать для делания добрых дел.

У нас некоторые люди летают по всему земному шару, много времени тратят, чтобы поучаствовать в святых местах своим присутствием, но я не вижу их в храмах. Они туда не идут. А зачем, если есть возможность получить сразу весь Иерусалим оптом? Я пришел туда, вижу, где Христос родился, где страдал, поснимали меня со всех сторон, фильм сделал - домой привез… Но в церковь-то я не пришел!

Коммерциализация - лакмусовая бумажка. Да, я признаю - есть Бог. Да, я - христианин, мне это важно, дорого, но в храм, чтобы обозначить свои отношения с Богом и прийти в место особого Божьего присутствия, я не приду. Потому что у меня другая жизнь. Не зря Господь для таких сказал: «Богатые царство Божье не наследуют». У тех, кто внешние атрибуты ставит на важное для своей жизни место, Бог уходит на второе место.

- Но ведь коммерциализация - одно из тех обстоятельств, которое по Вашему определению делает человека зависимым от «ситуации, которая развивается вокруг него», мешая ему быть с Богом. Рыночные отношения в Казахстане - продукт политики государства. Тем не менее церковь с таким государством сотрудничает. Учитывая, что политики зачастую используют религиозность людей в своих групповых интересах, чем руководствуется церковь, находя с ними точки соприкосновения?

- Вопрос злободневный. 2 тысячи лет христианство постоянно участвует в процессе отношения с внешним миром. Те политики, которые церковь не используют, а в какой-то степени задействуют в управлении государством, делают правильно и выигрывают. Потому что церковь Господь назвал «солью земли», а соль, как известно, предохраняет от порчи всякую пищу. Когда общество разрывает на разные партии социальные слои, когда люди имеют разный экономический статус, как их мирить? Как объединить, чтобы сохранить общество?

- Но можно и пересолить…

- Можно. Но если использовать в нужное время и в нужном количестве, то религия и церковь для общества становятся фундаментом, домом, они становятся больше, чем соль. Достаточно вспомнить историю Руси. Она на основе религии создала огромное государство, подобного которому нет  в истории. Золотая Орда приняла религиозные противоречия и развалилась за 50 лет. То есть, когда пересолили, когда начали использовать религию в своих целях, чтобы не пользу делать для людей, а удержать власть. В таких случаях проигрывают все.

Пользуясь случаем, хотел бы поздравить читателей с наступающим праздником - Пасхой! Это слово происходит от греческого «пасио» - прохожу. Пасха - прохожу мимо смерти. Бог нас избавляет от смерти, нужно научиться видеть это, испытывать радость и жить так, чтобы не было мучительно больно за то, что Бог дал, а человек все это потерял.

Досье

Анатолий, епископ Костанайский и Рудненский (Аксенов)
Родился в 1958 году, в г. Переславль-Залесский (Россия, Ярославская обл.).
После окончания техникума химической промышленности в 1978 году работал водителем.
В 1981 г. поступил в Московскую духовную семинарию, в 1985 - в Московскую духовную академию. Получил степень кандидата богословия.
В 1987 г. принял монашеский постриг.
Несколько лет работал в Московской духовной академии, был ректором Ярославского духовного училища.
Назначался наместником Никитского и Данилова монастырей, был епископом Переславль-Залесским, Ялуторовским, викарием Тобольской епархии.
В Казахстане с 2010 года.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА