Пустота достойна только пародий

В детской азбуке Андрея Пастушенко есть слова на «й» и «ь»

Он бывший костанаец и бывший спортсмен, однажды обнаруживший в себе поэта. Сейчас живет в Петербурге, пишет, выступает. Ему всего 23 года, но он из тех, про кого можно сказать «последний из могикан», потому что Пастушенко любит не модную, а классическую поэзию.  И для себя планку поднимает высоко, на уровень Серебряного века.  Достигнет или нет, посмотрим.

Зачем смешали блеск с помойкой

- Андрей, сегодня в современном искусстве модно быть шокирующим. Режиссеры ставят «трэш-гламурные» фильмы, музыкальные группы выходят на сцену играть обнаженными...

- Ну да, и это быстро надоедает. Вот скажите, кому интересно будет смотреть этот «мусор» второй раз? Захочется ли пересмотреть через время? Я не понимаю, как можно смешивать «трэш» и «гламур», что-то очень красивое, блестящее, с грязью и помойкой. Такое искусство не несет в себе чистых образов, оно направлено только на получение прибыли, и это модное веяние само по себе выведено искусственно.

- Ты на пару недель приехал из Питера. Какие там взаимоотношения между искусством в классическом представлении и многочисленными «новыми формами»?

- И там хватает сумасшедших поэтических секций. Вот сидели как-то мы с подругой-бардом в литературном кафе и ужасались. На сцену выбежал молодой взъерошенный человек, схватил микрофон и начал орать во всё горло: «Микрофон, микрофон, ты меня слышишь?! Микрофон, микрофон!!! Я тебя съем!» Посетители в это время продолжали вести беседы, самым естественным образом отвлекаясь на этот шум. Однако, когда дикий ор в микрофон кончился, кафе разразилось аплодисментами. Оказалось, это был модный питерский поэт. Одна достаточно пожилая поэтесса даже поблагодарила его «за раскрытие образа».

В литературу - за 175 рублей

- Так значит ты со своей поэзией там в струю не попал?

- Не то чтобы не попал, просто пока в поиске. Я побывал во множестве поэтических клубов, был даже в ХЛАМе (союз художников, литераторов, артистов и музыкантов), Союзе писателей России. Всё достаточно банально. Хочешь, чтобы тебя печатали, заплати 175 рублей за страничку какого угодно текста и тебя поместят в сборник, который потом будет продаваться в «модном» магазинчике  «Книжная лавка писателя». Когда спрашиваешь, для кого пишутся, создаются изломанные, дикие  образы, модные авторы мне отвечают - для себя, конечно же! Я их спрашиваю, а что же люди? И слышу в ответ: «Быдло...»

- Но где-то ты сейчас всё-таки выступаешь?

- Да, есть одно, недавно найденное мною литературное кафе. Там всё достаточно просто и незамысловато. Люди приходят туда окунуться во что-то светлое и чистое, поэтому создатели этого места постаралались не загромождать замысловатыми образами атмосферу заведения. Там поют и играют барды, бывают артисты, я читаю стихи.

Костанайский мыльный пузырь

- Бесплатно?

- Нет, за деньги. Не такие, конечно, большие, как могли бы платить там, где читают  «ломаный мусор».  Еще читаю свои детские стихи в школах, помогаю учителям начальных классов учить с детьми азбуку по придуманной мною «Детской азбуке в стихах», которая, кстати, скоро увидит свет.

- Это что-то из серии «Ослик был сегодня зол, он узнал, что он осел»?

- Маршак, да и многие другие создатели детской азбуки, писали её не на все буквы алфавита. В моей есть стихотворения и на мягкий знак, и на «й».

- Как это?

- Придумал как.

- Прочти.

- Пока на другие буквы. Звучит это в виде стиха-загадки: «Море мокрое шумит, кто-то на песке лежит, панцирь для неё рубаха, отдыхает - ...» Легко догадаться, что черепаха, буква «ч». Я свою азбуку еще и иллюстрировать буду сам.

- С детской поэзией всё понятно, но в твоих «взрослых» стихотворениях тоже много, я бы сказала, неприкрытого лиризма.

- Мне кажется, поэзия и должна быть такой. Она несёт свет, это же как миссия, дар свыше. Пушкин, Бунин, Фет, Ахматова - от их лирики мурашки по коже. А  что сегодня могут сказать нам, к примеру, современные костанайские поэты? «Обрыгалась осень листвою...» или «Грусть в проеденных молью семейных трусах» - это образцы «барачной поэзии». Подразумевается смесь смыслов: стиля «барокко» и «гаражного рока». Я считаю, это всего лишь мыльный пузырь, ничего не несущая в себе пустота, достойная только пародий. Поэтому в Костанае молодым, начинающим поэтам трудно развиваться, не попав под влияние «барачников». 

- Ты нашел для себя способ всё-таки остаться индивидуальностью?

- Я люблю классику. Люблю русских поэтов - они писали правду. Буду стараться делать что-то подобное и не умереть с голоду (смеётся). Художник не должен быть голодным, поэзия и литература должны и могут приносить деньги, просто многие из современных авторов забывают, что первостепеннее: богатство духа или толщина кошелька и недолгая любовь современности. Но ведь главное, как сказал Высоцкий, - это «чтобы помнили и везде пускали!»

Фото Марины ЕЛИНОЙ