Контролеры в роли трибунала

Мои отношения с электрослужбой укладывались в простую схему: счетчик показывает нагоревшие киловатты, я их оплачиваю. А в последние годы, когда счета стали доставлять на дом, счетчик вообще перестал меня интересовать, поскольку это прибор учета моих расходов со стороны поставщика. Но вот в конце января в дверь позвонили две дамы, попросили ключ от электрощитка на лестничной площадке. Ключ нашелся, я вернулся к своим делам. Через несколько минут дамы позвали меня к щитку и сообщили, что у меня нет пломбы на счетчике. «Ну так поставьте», - предложил я.

Но все оказалось не так просто. Дамы зашли в квартиру и накатали два акта. В первом предлагалось заменить счетчик как устаревший, во втором, ввиду отсутствия пломбы, мне предложили заплатить 35 000 тенге - как перерасчет со времени последней проверки. Меня чуть инфаркт не хватил. Нет, не от суммы, а от поведения контролеров. Ведь, по сути, меня объявили мошенником и на месте вынесли наказание. Объективности ради сообщу, что позднее ведомственная комиссия отозвала этот акт и досудебную претензию. Но чувство незаслуженного оскорбления и унижения отравляют мне жизнь и сегодня. И остались многочисленные вопросы.

К примеру, у нас есть договор и взаимные обязательства с горэлектросетью. Но проверяют счетчики и составляют акты работники ТОО «ЭПК-Форфайт». Какое отношение эта контора имеет к нам? Где юридическое обоснование их вмешательства? И почему ведомственная инструкция и даже постановление правительства «О правилах предоставления коммунальных услуг» оказываются выше Конституции РК, где ст. 77 п. 3 гласит, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе, как по приговору суда? Откуда же у контролеров функции ревтрибунала?

О счетчиках отдельный разговор. В тех же Правилах (раздел 3 п. 9) сказано: «Расчетные приборы учета приобретаются и устанавливаются энергопередающей организацией. Финансирование установки приборов учета производится за счет собственных или заемных средств энергопередающей организации. Потребитель возмещает расходы организации через тариф на энергию». Из этого следует, что устаревшие или вышедшие из строя счетчики должны заменять не потребители. К примеру, наш дом сдавался в 1991 году и при вселении жильцов счетчики в нем уже стояли на лестничных площадках. Не наши счетчики, не на нашей территории (у нас нет кондоминиума), и с какой стати мы должны отвечать за его целостность и сохранность?

Где юридический документ приема-передачи материальной ценности, каковым является счетчик, под нашу ответственность? Мне в горсети такой документ показать не смогли. Зато есть Правила и ведомственные инструкции, написанные под себя, и никто не берется привести их в соответствие с законами и с балансом интересов услугодателя и потребителя. Сегодня все права на стороне первого. Так было в первые годы независимости, когда большинство документов, включая Закон «О труде», отражало интересы работодателя, услугодателя, монополиста.

Объяснялся этот очевидный перекос введением рыночных отношений и намерением ускоренного развития малого и среднего бизнеса. Сегодня есть новый Трудовой кодекс, есть документ о социальном партнерстве, а вот монополистов-энергетиков никто трогать не решается. Слишком могучие фигуры маячат за ними, слишком мощное лобби в Парламенте защищает их частные интересы. И народ вынужден подписывать кабальные договоры с той же электросетью, являющейся частью абсолютного объединения-монополиста, не пускающего на рынок электроснабжения конкурентов.

Мы так и не смогли перейти на электроснабжение от Троицкой ГРЭС, расположенной всего в 160 км от Костаная и работающей на казахстанском буром угле. Одно время заинтересовались данной проблемой некоторые наши члены Парламента, да, видимо, получили щелчок по носу от сильных мира сего и отстали. А мы по-прежнему выворачиваем карманы за киловатты по самой дорогой цене в республике, нахваливая верховную и местную власть за цветы на улицах, за фейерверки, за «озеленение» и появление аптек прямо на тротуарах.

Аркадий ДЕНИСОВ, Костанай