Прогулки по Франции

Надежда ТРУБОВА

От Парижа до Тулузы через Лион - любой турист позавидует этому маршруту

Неорганизованного путешественника Париж встречает лабиринтами переходов в аэропорту, обилием французского и  почти полным отсутствием людей, говорящих по-английски, необыкновенно дорогим такси - 30-35 евро от аэропорта до центра, переименованными улицами с зачеркнутыми названиями так, что не поймешь, какое соответствует обозначению на карте, бомжами, спящими в палатках и спальных мешках прямо на улицах.

Нотр Дам, я вернусь!

Прибыли мы поздно вечером, гулять выбрались к полуночи. К центру Парижа ехали на самом смешном метро, какое мне доводилось видеть, - поезда на резиновых колесах (!!!), останавливаются через каждые 10 метров. И  надо хранить билетик, а то не выпустят. У меня всего одна ночь в Париже, и я начала ее у центра Помпиду - там, где во время стройки забыли внутри провести трубы и пришлось их достраивать снаружи, а потом «прикрываться» оригинальностью дизайна. Потом на площади с каруселями я увидела Hotel de Ville, прямо дворец, даже у английской королевы всё поскромнее. Оказалось, это администрация Парижа! Как представлю, что на работу туда надо ходить в королевском платье а ля барокко или рококо, аж гламурненько становится в глазах.

Доходим до Сены. Мостов через нее в Париже много, но меньше, чем в Питере. Над рекой возвышается замок, внутрь, естественно, я уже не попала, но именно в нем до переезда в Версаль когда-то правили короли Франции, называя его Дворцом Ситэ (Ситэ - это остров на Сене). За ним вдали - Эйфелева башня, вся подсвеченная, с мощным прожектором, что-то ищущим в небе.

На том же острове Ситэ находится знаменитый Нотр Дам де Пари - собор Парижской Богоматери. Вот он поразил меня до глубины души. Если его и смотреть, то только в сумерках, когда статуи химер становятся дьявольски хищными. Мне мерещилось, что они кидаются на меня сверху. Жуткое и захватывающее зрелище. Здесь же я узнала, что эти химеры -  просто водоотводы. Надо же было архитектору иметь такую мрачную фантазию! Очень хочу туда вернуться, посмотреть на витражи, на статуи 28 королей.

Собор завершил мой культпоход. В полночь в Париже гасят подсветку всех зданий (экономные, блин), становится неуютно и хочется домой или в заведение. Мы двинулись в Латинский квартал, где живет и тусуется много студентов, в связи с чем расплодились бары и кафешки. Приземлились в той, где играли на пианино блюзы. Нам подали обалденные оливки в специях, салатик с нежным омлетом внутри, сыры и вино. После рюмочки пришлось раскрутить джаз-бэнд из 2-х человек на русскую мелодию типа «Очи черные». Они сыграли без слов, но так проникновенно, что я полезла за автографами. На музыкальной ноте завершился для меня Париж. Но жить там я бы не отважилась: мне б, наверно, даже на палатку, чтоб на улице спать, не хватило денег.

Город траболей и бушонов

Наутро я отправилась в Лион, который успокоил меня после Парижа своей зеленью, чистотой, неторопливостью. У меня был гид-проводник, который показал мне старый город. Сначала мы пошли в кафедральный собор Св. Жана с прекрасными витражами и хронографом. Это такие часы, которые, кроме времени, показывают день недели, месяц, знак зодиака и еще там бегают всякие фигурки.

Потом мы прогулялись мимо площади Людовика 14 (который Король-Солнце). Там ему памятник стоит, а вокруг красивые здания эпохи Возрождения: тянущиеся ввысь дома с балкончиками, лепниной и узкими окнами от пола до потолка, как раз такие у нас называются французскими. По узким улочкам пробрались к площади с цветущими магнолиями - великолепное зрелище. Увидели театр с какой-то современной фигурой в центре. А площадь не из булыжника, а деревянная. С нее мы спустились в особенные лионские переходы, называются траболи.  Говорят, их придумали текстильщики, которые при покраске тканей, дабы уберечь их от дождя, придумали крытые переходы между параллельными улицами. Сейчас траболи напоминают сквозные подъезды, только красивее. Многие закрыты как частная собственность, но некоторые оставлены для туристов и даже моются за счет средств города.

Нагулявши аппетит, мы пошли в традиционный лионский ресторанчик. Почему традиционный? Когда здесь ресторанов и в помине не было, а путников - в избытке, в некоторых домах стали готовить пищу не только на семью. А чтобы народ знал, где можно за оплату перекусить, на домах вывешивали прутик пробковый, по-французски «бушон». Теперь бушон - ресторанчик, которым владеет одна семья. Помещение, как столовая в обычном доме. Столики стоят очень близко друг к другу и создается впечатление, что все вместе едят. Лион - французская столица мясных и колбасных изделий, но я брала яйца в красном вине и рыбку в нежном соусе. Вкусно! Представляю, какие чудеса они с мясом творят.

После обеда мы поехали на холм Фурвье. Добирались «горным» трамвайчиком. Выходишь из тоннеля и упираешься в белокаменную базилику в честь Богоматери, которая от чего-то там спасла Лион. С нее, можно сказать, он и начинался. За базиликой есть терраса, с которой открывается вид на весь город.

Возвращаясь, мы спустились к старинным амфитеатрам. Оказалось, когда здесь еще была колония Римской империи, город быстро разрастался, поэтому построили форум - большой амфитеатр, а рядом амфитеатр поменьше - для всяких декламаций и музицирования. Там и сейчас проводят концерты. Выступал, например, Стинг.

Французский интернационал

В Тулузу я ехала еще и повидать подругу Женю. Она вышла замуж за француза, живут в домике с садиком, в котором растут киви. Бананы тоже есть, но не успевают созреть. В первый же день, стоя на мосту через речку Гаргону, я поняла, почему Тулузу называют «розовым городом». Большинство домов - из красного кирпича, и этот цвет оттеняет весь город. Гуляя на центральной площади дю Капитоль, мы обнаружили выставку продуктов региона Авейрон. Смотрю - стоит нарядный дяденька и мешает что-то большой деревянной ложкой в большой алюминиевой кастрюле. Подхожу - дали попробовать. Блюдо называется алиго, варить его надо уметь из картошечки-пюре с желтым сыром так, чтобы оно тянулось. Такое сытное, что после него долго не хочется ничего есть - ну точно деревенская еда, чтоб полдня пахать в поле потом. А у нас в перспективе вечеринка у знакомого испанца.

Оказалось, в Тулузе очень много иностранцев. Это космический центр Франции, так что в городе работают всякие иностранные инженеры. Вечеринка была полна алкоголя, чипсов, болтовни на испанском и французском под ритм сальсы.

В воскресенье отдыхали и готовили ответную вечеринку. Кроме испанцев, в Тулузе еще полно русских и хохлов, с которыми моя Женя поддерживает дружеские отношения. Здесь нам удалось даже поприкалываться: среди гостей был одессит, которому юмор еще не стал чужд.

Понедельник мы провели в прогулках по городу, в котором немного достопримечательно, но сам по себе он красивый. Начался град. От внезапной холодной погоды спасались горячим шоколадом, на мой вкус, он оказался обыкновенным какао.

Вечером обсудили, что в аэропорт друзья меня только отвезут, а ждать отправки не будут. И это было неправильно. Я им, кстати, рассказывала, что провожать гостей надо до конца, чтоб потом они ночью не вернулись и не постучались - мол, уехать не удалось.

Так и вышло. Нас уже погрузили в самолет. Рядом со мной сидел мужик, по виду наглотавшийся экстази, так как все время вскакивал. Я уж думаю, когда взлетим, чтоб его ремнем пристегнули, но тут стюардесса начинает что-то болтать по-французски, народ срывается с мест и двигает на выход. По-английски - ни слова. Полчаса я бьюсь в толпе французов в представительстве авиалиний - мне лететь из Парижа в Берлин, там меня ждет машина, чтобы ехать в Польшу... А я тут ничего не пойму - всё объясняют по-французски. В общем, все оказалось просто:  технические неполадки, летим завтра. Звоню Жене. Она долго не может поверить, потом мы долго хохочем и классно используем мой бонус-день в Тулузе.

Так что, друзья, стоит посетить Францию. Но когда будете уезжать оттуда, то посидите на дорожку обязательно.