Пространство единое, интересы разные.

Евгений ШИБАРШИН

Кто получает большую выгоду от Таможенного союза?

Исполнился год, как участники Таможенного союза - Казахстан, Россия и Беларусь - работают в рамках Единого экономического пространства. Все это время данная форма интеграции трех постсоветских республик подвергалась критике. Одни обвиняли Таможенный союз в повышении цен на товары народного потребления, который наблюдался в 2011 году, другие предрекали гибель казахстанскому бизнесу после открытия границ для свободного обмена продукцией, произведенной в этих странах. Что же происходит на самом деле? «НГ» решила провести свое исследование.

Статистика неблагоприятная

Главным защитником Таможенного союза в Казахстане стал глава государства. В последнее время в своих выступлениях он постоянно приводит впечатляющие цифры, демонстрирующие развитие экономических отношений между Казахстаном, Россией и Беларусью, начиная с 2011 года. Правда, чаще говорит об общих итогах товарообмена, а не о выигрыше отечественных производителей. Такой подход невольно создал почву для утверждения, что Казахстан от такого сотрудничества проигрывает.

Посмотрим официальные данные. На 15 января Агентство РК по статистике опубликовало предварительные итоги 11 месяцев 2012 года в сравнении с аналогичным периодом 2011 года. И тут в очередной раз убеждаешься: очень уж коварная это штука - статистика. Например, недавно в одном республиканском СМИ анализировались данные за 10 месяцев и получилось, что объем торговли Казахстана со странами ТС за этот период упал на 1%. Однако появились итоги 11 месяцев, и уже оказалось наоборот - возник рост на 4,8%.

Правда, и в этом случае динамика соотношения экспорта и импорта оказалась отрицательной. Более того - положение усугубилось. Если за 10 месяцев 2012-го снижение экспорта в Россию и Беларусь составляло 6,3%, а импорт из этих стран увеличился на 1,6%, то за 11 месяцев эти цифры возросли - соответственно 7,3% и 10,5%. А ведь в увеличении количества ввозимого в Казахстан товара видится угроза отечественному бизнесу. Он может оказаться неконкурентоспособным. И тогда какие-то предприятия могут обанкротиться со всеми вытекающими отрицательными последствиями для их работников. Оно нам надо?

Но и в приведенных цифрах не все так просто, на что некоторые эксперты не обращают внимания. По какой группе продукции в экспорте Казахстана наблюдается спад? Его посадило горнодобывающее производство. А ведь эта продукция в общем товарообмене между странами ТС занимает 1/4 часть. Причем одна треть экспорта в нем у Казахстана.

И вот тут-то пришла пора сказать, что экономическое пространство России, Казахстана и Беларуси стало свободно друг для друга, но оно несвободно от ситуации в мировой экономике. Стоило в 2012 году упасть мировым ценам на горнорудную продукцию, и в странах, где ее экспорт занимает внушительный сектор, структура внешнеторгового товарооборота резко изменилась. Дело в том, что этот показатель имеет стоимостное выражение, что же касается физического объема продукции, то эта цифра может либо остаться прежней, а если и уменьшится, то незначительно.

Так получилось с продукцией АО «ССГПО». В общем объеме экспортных поставок области в страны ТС более 98% идет в Россию, из них около 90% - продукция ССГПО. При условии, что экспорт металлических руд из Казахстана за 10 месяцев 2012 года в сравнении с 2011-м составил 65,4%, физический объем производства на этом предприятии остался примерно на том же уровне.

Но обращает на себя внимание другое - Россия объем экспорта металлических руд в стоимостном выражении увеличила на 82,6%. Это пример того, что на внутреннем рынке участников Таможенного союза запущены какие-то новые процессы, заставляющие его участников искать новые подходы.

Нужны новые подходы

То, что касается обмена товарами промышленного назначения, то граждане, привыкшие чувствовать себя на рынке лишь в качестве потребителей, особых изменений сразу могут и не заметить. Другое дело - товары повседневного спроса. Тут, например, повышение цен в 2011 году немедленно списали на последствия Таможенного союза. 

Действительно, начиная с февраля 2011-го официальная статистика зафиксировала скачок цен на импорт из стран СНГ. В мае рост относительно декабря 2010 года достиг 13% (у товаров из дальнего зарубежья шел обратный процесс). По странам ТС импортные цены в Казахстане в октябре 2011 года оказались выше декабря 2010-го на 12%.  Но с июня 2011 года пошел спад. В результате в октябре 2012 года к декабрю 2011-го цены на импортную продукцию из стран ТС оказались ниже на 5%.

К сожалению, по розничным ценам на наших прилавках этого не видно. Индекс потребительских цен в декабре 2012 года относительно декабря 2011 оказался на уровне 106%.

Выходит, дело не столько в участии Казахстана в ТС, сколько дают о себе знать факторы внутреннего порядка. Это и многочисленные посредники, и высокие затраты на коммунальные услуги. Да и можно ли торговую надбавку считать разумной, если супермаркеты регулярно проводят акции по снижению цен. В рыночных условиях противодействие этому может вызвать только усиление конкуренции. В этом смысле Таможенный союз уже дает о себе знать.

Кондитерские изделия АО «Баян Сулу» в Костанае пользуются большим спросом. Чтобы убедиться в этом, достаточно прийти в их фирменный магазин. Директор по маркетингу «Баян Сулу» Евгений КОНРАТ говорит, что возможности для выхода со своей продукцией на ближайший российский рынок Таможенный союз реально расширил. Препятствий для вывоза продукции не стало. Другое дело - их там никто не ждет. Путь к потребителям приходится искать.

- Но и на нашем внутреннем рынке тоже стало нелегко, - сказал Конрат. - Появились производители, о которых мы раньше даже не слышали. Покупатели, увидев новинки, хотят их попробовать, и вернутся ли они к своему традиционному производителю, еще неизвестно. Это заставляет нас работать лучше.

Проблема и в том, что приходится работать на импортном сырье, что ограничивает возможности конкурировать с «пришельцами» по цене. Тем более, что некоторые из них, пытаясь войти в казахстанский рынок, используют демпинговые цены.

Директор ТОО «Агрофирма «Ирина и К» Александр КОРЧИНСКИЙ несколько лет назад со своими мясными консервами пытался выйти на рынок Челябинской области, но столкнулся с большими сложностями.

- Сейчас у нас таких проблем нет, - сказал предприниматель. - Как и с завозом из России материалов для жилищного строительства, которым занимаемся помимо продовольственного направления.

Что касается конкуренции, то продукция «Ирины и К» на российском рынке часто дороже местной. Главная причина в том, что российские производители больше используют различные добавки, которые удешевляют мясную продукцию. Тем не менее «Ирина и К» хочет воспользоваться преимуществом более натурального продукта.

Соединятся ли интересы российских потребителей с желанием костанайских производителей - покажет время,  но большой проблемы в этом Корчинский не видит. Он считает: хочешь работать в условиях рынка - живи по его законам.

Новые условия для развития

Но к рынку наш бизнес приспособился по-разному. Статистика зафиксировала резкое увеличение притока продукции из Беларуси. Даже обычные граждане обратили внимание, что в костанайских магазинах появилось больше одежды из этой республики, причем достаточно добротной. А что же наши швейники и обувщики?

Они, похоже, так основательно «подсели на иглу» госзаказа, что решиться на самостоятельное плавание в новых условиях им будет трудно. Хотя костанайским потребителям это было бы только во благо. Чем больше насыщен рынок товарами, тем большая вероятность сдерживания всплесков цен, да и возможность более широкого выбора - это рост качества жизни.

Проблема в том, что одними призывами или страшилками тут не поможешь. Нужны еще и организационные мероприятия со стороны государственных органов. Председатель президиума Костанайской областной торгово-промышленной палаты Валентина ТРИБУШНАЯ рассказала «НГ» о поездке делегаций костанайских предпринимателей к российским соседям. Это был не только обмен опытом, там же завязывались и деловые отношения.

Что касается выживания отечественного бизнеса в условиях возрастающей конкуренции, то, по ее оценке, на возрастание потока продукции в Казахстан из России и Беларуси можно посмотреть и другими глазами. Дело в том, что заметно вырос объем закупок машин и оборудования.

- Стоило только государству создать финансовые условия для развития отечественного бизнеса, и сразу же импорт оборудования из стран ТС вырос, - считает Трибушная. - Это  во благо отечественной промышленности.

Казалось бы, против эффективности ТС свидетельствует тот факт, что экспортная доля в товарообороте продукции обрабатывающей промышленности стран ТС у Казахстана самая низкая. На первом месте - Беларусь. Но разве тот факт, что предприниматели получили большую возможность покупать новую технику у партнеров по Таможенному союзу, не говорит в его пользу? Разве Единое экономическое пространство таким образом не создает дополнительные условия для развития казахстанской промышленности?

Ощутили вы преимущества участия Казахстана в Таможенном союзе?

Александр КОРЧИНСКИЙ, директор ТОО «Агрофирма «Ирина и К»:

- Со своей продукцией мы сейчас свободно выходим на российский рынок. Но теперь уже там возникают различные проблемы с завоеванием рынка. Каждый решает их по-своему, на что уходит много времени и ресурсов. Нам нужно объединяться. Это можно было бы сделать созданием на территории России своеобразных опорных баз. Например, для северных областей Казахстана такую можно было бы создать в Челябинске или Екатеринбурге. Такое под силу только государству. Почему бы акиматам не объединить свои усилия и не выйти с предложением к российским коллегам?

Жумагали АРЫСТАН, генеральный директор ТОО «Алгабас»:

- Со странами Таможенного союза мы сейчас не сотрудничаем, но когда-то активно этим занимались, и приходилось сталкиваться с многими проблемами технического порядка на таможне. Сейчас их нет, и уже в феврале мы планируем восстанавливать старые связи. К тому же видим, что Беларусь активно выходит в Казахстан, у нас к ним тоже есть интерес. Появились благоприятные условия для совместных предприятий в приграничной зоне. И на российской территории, и на нашей. Это поможет создать новые перерабатывающие предприятия с большой долей казахстанского содержания.

Марина БУТ, председатель Союза индивидуальных предпринимателей Костанайской области:

- Я в своем бизнесе пока никак это не ощутила. У меня товар от других производителей. Хотя предложения из Беларуси уже были. Причем налажена полная информация по их товарам, и поставки достаточно четкие. Что касается конкуренции на нашем рынке, то она в последнее время явно выросла. Продукции стало больше, она сейчас разнообразнее, но для индивидуальных предпринимателей это скорее благо, чем неприятности. Для тех, кто хочет работать, возможности вести свой бизнес увеличились.

Виктор ШАРЦЕВ, директор ТОО «Костанайский Дом печати»:

- Стало работать легче и проще. Хотя некоторые проблемы еще остались. Нередко российские предприниматели отказываются с нами сотрудничать по причине возникающих у  них проблем бюрократического характера. У России и Казахстана размеры НДС неодинаковые, что требует дополнительного документооборота. Если объем наших закупок большой, они еще с этим мирятся, если маленький - с нами не хотят связываться. У них НДС выше, поэтому иногда приходится принимать их условия. В результате их продукция для нас становится дороже.

Валентина ТРИБУШНАЯ, председатель президиума Костанайской областной торгово-промышленной палаты:

- Мы почувствовали больший интерес российских и белорусских предпринимателей к рынку Казахстана. Наши предприятия тоже стали более активно везти свою продукцию в Россию. Развитию деловых отношений по-прежнему мешают различия в подзаконных актах. Причем в министерствах Казахстана на предложения предпринимателей реагируют очень медленно. Для развития сотрудничества помогли поездки делегаций наших предпринимателей в ближайшие российские регионы. Но вопросы зачастую приходится решать в комплексе, поэтому эффект от них возможен только с участием представителей местной власти. Такие поездки помогают находить ниши для реализации своих товаров.