Зачем Казахстану компьютеры?

Те, кто был в операционном зале Костанайского почтамта, наверняка обращал внимание на большие очереди почти во все окошки. Мне надо было купить конверт, и пришлось тоже встать в очередь. За два человека до подхода моей очереди мужчина отправлял почтовый конверт в Рудный.  Вдруг очередь застопорилась. Оператор объявила, что компьютер «завис». Люди мгновенно разбежались к другим окошкам. Мужчина потребовал деньги назад со словами: «С вашим сервисом я в Рудный отвезу деньги на машине быстрее». Повезло только мне: слава богу, конверты пока продают без помощи компьютера. На выходе услышал шум из очереди, где принимают плату за телефон. Раздавались довольно громкие выкрики: «Я второй день не могу заплатить. Все у вас эти компьютеры висят. Научитесь кнопки нажимать». Заинтересовавшись этим вопросом, выяснил, что часто компьютеры «зависают» и во многих организациях.

Я не знаю - это от несовершенства программ или от непрофессионализма программистов, которые закончили вузы и колледжи на платной основе? Ведь там главное - вовремя оплачивать учебу и «разводить» сессии, а диплом тебе обеспечен. На этот вопрос могут ответить специалисты. Но мне пришла в голову мысль: а такое ли благо для Казахстана передовая техника и высокие технологии?

Посудите сами. Хорошая машина ксерокс, но что она дала простым людям? Ведь теперь куда ни обратись, у тебя обязательно потребуют копии удостоверения личности и РНН. Притом сколько раз бы ты ни обращался, столько же раз у тебя потребуют эти копии. Малоимущим, чтобы оформить желаемую помощь, надо ежегодно собирать кипу одних и тех же бумаг и предоставлять их копии в ЦОН. Так за эти копии надо еще и платить. Благо частник понатыкал этих ксероксов везде и собирает денежку. Современная техника и технологии позволяют все эти сведения получать через компьютерную сеть, но, видимо, это не для Казахстана.

Если учесть, что компьютеризация не привела к сокращению тех же учетных работников, посчитать затраты на приобретение оргтехники и расходуемые тонны бумаги, то, может быть, компьютер - не такое для нас и благо. Не дешевле было бы по старинке выписывать приходные ордера вручную? С таким сервисом, видимо, и дешевле, и быстрее, и нервы плательщиков сохранились бы.

Конечно, говорю я это с некоторой долей иронии. Но все-таки иногда проскакивает мысль: а не зря ли мы вбухиваем миллиарды в эти программы инновационного развития, если даже самые простые для Запада инновации в виде компьютеризации у нас вызывают массу проблем.

Николай ВОРОНИН, Костанай