Денег стало больше, но по-прежнему не хватает

Евгений ШИБАРШИН

Бюджет Костанайской области 2013 года. В чем его особенность?

7 декабря на сессии областного маслихата принят бюджет Костанайской области на 2013-2015 годы. Чем он отличается от главных финансовых планов региона, которые принимались в последние годы? Можно ли будет с его помощью решить накопившиеся проблемы?

И тут очередь

Подготовка бюджета всегда было делом непростым. В течение года специальная комиссия при акиме области принимает заявки от акиматов городов и районов, а также отраслевых управлений областного акимата, идет сложная работа  по «выколачиванию» средств, в министерствах и лишь к концу года вся эта работа выстраивается в стройные ряды цифр миллионных сумм.

И всегда возникает вопрос: насколько полно учитываются пожелания населения? Доносят ли депутаты до чиновников, верстающих бюджет, просьбы своих избирателей?

Процедура рассмотрения бюджета области на 2013 год показала, что тут не все так просто. Предложений накопилось так много, что администраторы бюджетных программ в лице руководителей отраслевых управлений областного акимата вынуждены их реализацию выстраивать в очередь. Но кто же будет следить за исполнением этой очередности, когда акимы и начальники управлений постоянно меняются? Да и состав депутатов невечный. Вот и случается так, как это произошло с ремонтом дороги от райцентра до села Диевка. Еще 7 лет назад в Диевке проходила выездная сессия областного маслихата, где депутаты приняли решение о необходимости ремонта этой дороги, и только на восьмой год эту работу включили в финансовый план.

Подобных случаев  много. Например, на заседании бюджетной комиссии областного маслихата при рассмотрении проекта бюджета области на 2013-2015 годы депутат Зульфия АРЕФЬЕВА (Костанай) выразила недоумение по поводу того, что жители поселка Тобол уже несколько лет жалуются на плохую работу отопительной системы, а управление энергетики и коммунального хозяйства областного акимата только на 2013 год запланировало проектирование реконструкции существующей там котельной.

Заместитель начальника управления энергетики и коммунального хозяйства акимата Костанайской области Газиз БЕКМУХАМЕДОВ вынужден был «отбиваться» от претензий депутатов по поводу медленной газификации сельских населенных пунктов. Казалось бы, чего проще - в нескольких сотнях метров от села Зааятское проходит магистральная линия газопровода, и почему бы не «бросить» веточку к рядом расположенному селу. На что Бекмухамедов заявил, что политика газификации пока строится не на распылении средств, а на их концентрации для финансирования прокладки магистральных газопроводов к населенным пунктам. По этой причине на 2013 год основные затраты запланированы на строительство линии по маршруту Рудный - Качары - Федоровка.

 Вопрос придется решать тоже спустя несколько лет.

Депутат Александр КОРНЕЕВ (Федоровский район) на заседании бюджетной комиссии задался вопросом: зачем в поселке Денисовка тратить многие миллионы тенге на строительство дорогостоящей канализационной системы, если там преимущественно одноэтажная жилая застройка с давно отлаженной системой слива? На что получил ответ: там строится водопровод, поэтому в комплексе с ним должна быть и канализация. При этом ее строительство действительно обходится дороже, чем создание водопроводной сети.

«Денег не хватит - добавим»

В общем, на любой вопрос депутата есть адекватный ответ чиновников. Даже по такой святой для населения сфере, как здравоохранение. Стоило депутату Татьяне БУЛГАЦЕВИЧ (Костанай) на заседании бюджетной комиссии посетовать, что люди жалуются на недостаток лекарственных препаратов для обеспечения гарантированной государством бесплатной медицинской помощи, как заместитель начальника управления здравоохранения акимата Костанайской области Назар ДЮСЕБАЕВ сообщил, что эта проблема государством решается поэтапно. В 2013 году в областном бюджете предусмотрено увеличение на 900 млн тенге.

Неполное обеспечение коснулось не только медицинских услуг. «НГ» уже сообщало о том, что депутаты областного маслихата, представляющие село, подняли вопрос о том, что в 2012 году обещанное 50-процентное субсидирование затрат на покупку удобрений и гербицидов сельскими ТОО и крестьянскими хозяйствами в Костанайской области было реализовано лишь частично («Под «раздачу» попали лишь частично», «НГ», 06.12.2012). Учитывая, что уходящий год для региона был неурожайным, финансовое состояние некоторых крестьянских хозяйств настолько ухудшилось, что для закупа семян под кампанию 2013 года им дорог каждый тенге. А тут еще государство обещанное не выделяет - денег на эти цели в областном бюджете хватило только на удовлетворение 45% всей потребности. То, что в бюджете 2013 года на эти цели добавили 400 млн тенге, аграриев не устраивает. По их оценке, реальная потребность будет больше, поэтому в следующем году ситуация может повториться.

На заседании бюджетной комиссии заместитель начальника управления сельского хозяйства акимата Костанайской области Сембай Сагындыков заверил депутатов, что после окончания заявочной кампании в январе 2013 года картина с потребностью удобрений и гербицидов будет более ясной. После этого, в случае необходимости, будет принято решение обратиться в министерство сельского хозяйства с просьбой выделить дополнительные средства. Депутатов этот ответ не удовлетворил. По этой причине уже на сессии после принятия бюджета аким Костанайской области Нуралы Садуакасов вынужден был повторить позицию руководства региона. Правда, с некоторой корректировкой: просить добавку у минсельхоза будут, исходя из объемов реального применения удобрений и гербицидов. То есть, если масштабы использования химикатов костанайскими аграриями действительно будут такими, что средств местного бюджета для субсидирования их закупок не будет хватать, тогда и обратятся за финансовой поддержкой в правительство.

К слову, глава региона, участвующий в работе сессии, сообщил, что им принято решение финансировать утилизацию вредных материалов, оставшихся после закрытия Костанайского завода химического волокна. Но при условии, если решением суда они будут переданы в коммунальную собственность. Аким области заверил, что проблему можно будет решить в течение полугода.

Запланировано развитие

В 2013 году ожидается  увеличение бюджета почти на 9 млрд тенге. Относительно величины всей доходной части (113,73 млрд тенге) это существенный рост. Для сравнения: в 2011 году доходы были 94,9 млрд.

Может, в этой прибавке лишь корректировка на уровень инфляции? Даже если сделать невозможное и попытаться в сложнейших переплетениях различных статей бюджетных затрат найти инфляционную составляющую, то все равно окажется, что прирост в областном бюджете 2013 года составляет более 8%, а официальный уровень накопленной инфляции в 2012 году прогнозируется в пределах 7%. 

По информации начальника управления экономики и бюджетного планирования Галины КИСЛЕНКОВОЙ, основное увеличение приходится на проекты, связанные с развитием региона. Оно отражается во всех функциональных группах затрат (см. рисунок). Снижение есть только в финансировании образования. Кисленкова это объясняет прекращением строительства нескольких средних школ. В целом же для бюджета развития Костанайской области государством запланировано 22,5 млрд тенге, 17 млрд из которых выделены из республиканского бюджета.

Заметный рост в этом направлении будет ощущаться в реализации государственной программы занятости. На эти цели после запланированной добавки 2 млрд общая сумма затрат составит 3,9 млрд тенге. В основном эти деньги пойдут на развитие сельских населенных пунктов, где на стройки и ремонт различных объектов будут привлекаться живущие в селах люди.

Вспомнили и о наведении порядка в малых городах. Уже начата реализация государственной программы развития моногородов 2012-2020, в которую вошли Рудный, Лисаковск, Житикара и Аркалык. На 2013 год запланировано 2,2 млрд тенге республиканских трансфертов (увеличение - 1,3 млрд). Они пойдут на текущее содержание и реализацию инвестпроектов.

Кроме этого, в областном бюджете запланированы расходы из собственных средств, которые, по словам Кисленковой, специально выделены на подготовку проектно-сметной документации по проектам, на реализацию которых можно будет в следующие годы просить деньги из республиканского бюджета.

Процесс созревания решения нынче недешев

Здесь пришло время сказать еще об одной проблеме, мешающей быстрому реагированию местной власти на запросы населения. Дело в том, что заявки на бюджетное финансирование быстрее идут в работу, если они подкреплены проектно-сметной документацией. Но и для ее составления нужны средства. То есть вначале идет процесс созревания решения о необходимости финансирования проектирования. Деньги на подготовку ПСД берутся в местном бюджете. Если учесть, что уже готовые проекты действительны только в течение 3 лет, и без своевременной их реализации приходится опять тратиться на корректировку (так, например, случилось с проектом реконструкции Костанайского аэропорта), то у руководства региона возникает трудная задача со многими неизвестными.

Приспосабливаясь к этой ситуации, с 2013 года государство пошло на включение в бюджет расходов по проектам, которые частично, либо вообще пока не подкреплены наличием ПСД. Для этого ввели понятия «отлагаемое финансирование» и «условное финансирование». В бюджете Костанайской области таких расходов набралось около 4 млрд тенге. Реализация проектов, попавших под эту классификацию, зависит не только от того, подготовят ли в ближайшее время ПСД, но и от успехов в экономике республики. Среди таких объектов, например, оказались инженерные коммуникации к новым многоэтажным жилым домам в районе аэропорта, начало строительство которых запланировано на 2013 год (общая сметная стоимость 300 млн тенге).

Бюджет Костанайской области включает в себя финансирование многих объектов, каждый из которых важен для людей, но перечислить их в рамках данной статьи невозможно. К тому же в течение 14 дней после утверждения областного бюджета аналогичные документы будут приняты в городах и районах. Там список расширится. В целом областной бюджет его составителями характеризуется как социальный, поскольку 46,5% затрат запланированы на социальные нужды. Однако проблем накопилось столько, что для их решения запланированных средств явно не хватит. Остается одно - более четко работать исполнительной власти в планировании и не позволять транжирить деньги на необязательные проекты.

Могут ли депутаты больше влиять на формирование бюджета?

Насыр АЛАШБАЕВ, директор ТОО «Агрофирма «Алаш», председатель бюджетной комиссии облмаслихата:

- Могут, если заранее будут участвовать в подготовке заявок в бюджетную комиссию при акиме области, которые готовят отраслевые управления областного акимата, а также районные и городские акиматы. Даже то, что в этом году, как никогда, члены бюджетной комиссии областного маслихата получили электронную версию проекта бюджета на 2013-2015 годы за два дня до официального рассмотрения, помогло им более грамотно участвовать в обсуждении.

Римма БЕКТУРГАНОВА, первый заместитель председателя областного филиала партии «Нур Отан», депутат облмаслихата:

- Все зависит от степени подготовленности депутатов. Опыт принятия областного бюджета на 2013 год показал, что вновь избранные депутаты, по сути, оказались слабо подготовленными к участию в этом сложном процессе. Им пришлось учиться в ходе работы. Мы в «Нур Отане» сделали свои определенные выводы и теперь будем организовывать учебу. Работу над бюджетом 2014 года депутатам нужно начинать уже с января 2013-го. Нам нужно научить их находить контакты с акимами городов и районов, чтобы следующий бюджет в большей степени отражал предложения акиматов и депутатов.

Екатерина СМЫШЛЯЕВА, исполнительный секретарь молодежного крыла «Жас Отан», депутат облмаслихата:

- Первое, что нужно сделать, - это установить практику обязательного рассмотрения в профильных постоянных комиссиях маслихата бюджетных заявок, которые готовят отраслевые управления акимата. Мы с таким предложением  вышли в акимат, и нас поддержали. Много зависит и от профессионализма депутатов. Информация о бюджете открытая и при желании ее всегда можно получить для изучения. Понимаю, что не все зависит от управления экономики и бюджетного планирования, но лучше бы депутатам получать проект бюджета за несколько дней до официального рассмотрения.

Татьяна ШЕРСТОБИТОВА, председатель профкома АО «ССГПО», депутат облмаслихата:

- К сожалению, сегодняшние реалии таковы, что заранее получить материалы по проекту будущего бюджета невозможно. Управлениям акимата приходится многое согласовывать с министерствами до последних дней, в результате все это получается как-то «на бегу». Но, в принципе, каждый депутат, если будет иметь поддержку акима своего города и района, может добиться, что его предложение учтут. Нужно только научиться работать в одной команде с акиматами и депутатами городских и районных маслихатов.

Татьяна БУЛГАЦЕВИЧ, главный врач ГККП «Костанайский родильный дом», депутат облмаслихата:

- Поддерживаю идею совместного обсуждения бюджетных заявок постоянными комиссиями маслихата и управлений акимата. Я не сторонник слишком большого круга обсуждения, в таких случаях  каждый стремится отстоять свой интерес, и ни до чего не договоришься. Но в данном случае участие депутатов позволит лучше определиться с приоритетами бюджетного финансирования. Они глубже акимата знают глубину реальных проблем.