На буйство цен - «стабилизец»

На ярмарках люди выстаивают большие очереди, чтобы купить продукцию на 15-20% дешевле рыночной

Евгений ШИБАРШИН, shibarshin@ng.kz
Ольга ГОРАЙ, gorai@ng.kz

Поможет ли стабфонд сдержать удорожание продовольствия?

В 2011 году по инициативе правительства в регионах были созданы стабилизационные фонды продовольственных товаров. Их основная задача - вбросом на местный рынок дополнительной массы социально значимых товаров - не допустить скачка цен. В прошлом году в стабфонд Костанайской области закупили более тысячи тонн продовольствия 7 видов на сумму около 200 млн тенге. Помогла ли эта мера сдержать удорожание основных продуктов питания? Насколько вообще в Казахстане эффективна эта форма государственного регулирования ценовой политики?

Деньги есть, но как их использовать?

Если сравнить индексы цен на продовольственные товары, которые опубликовало Агентство РК по статистике за 2010, 2011 и 10 месяцев 2012 года, сразу же бросается в глаза скачок в I квартале 2011-го. Он произошел после ощутимого увеличения размера пенсий, а также зарплаты работников бюджетной сферы. Хотя первые «звонки» прозвучали еще летом 2010 года, когда резко взлетели цены на гречневую крупу. В Костанайской области ее стоимость поднялась со 170 до 300 тенге. За ней вверх поползли цены на макароны, хлебобулочные и молочные изделия, подсолнечное масло и картофель. Они-то и заставили правительство задуматься о необходимости принятия каких-то мер по стабилизации цен. Но к делу перешли лишь весной 2011 года (гречка к этому времени уже стоила 500 тенге за кг), когда минсельхоз родил инициативу создания региональных стабилизационных фондов продовольствия.

Во II квартале того же года эту работу начали раскручивать, а в январе 2012-го  некоторые газеты уже трубили о первых положительных итогах. И действительно - индекс цен на продовольствие в IV квартале 2011-го был на 2,4% ниже этого же периода 2010-го.

Но вот какая штука: наступил 2012 год, и ежемесячные темпы роста цен оказались почти такими же, какие были в 2010-м. Более того, в марте 2012-го

ответсекретарь министерства сельского хозяйства Евгений АМАН заявил, что социально-предпринимательские корпорации (СПК) и специальные комиссии, которые должны управлять стабилизационными фондами,  наоборот, мешают их работе. В результате такой деятельности продовольственные товары подвергаются длительному хранению, что приводит к их удорожанию и «ставит под угрозу всю идеологию формирования стабфондов».

Заместитель акима Костанайской области Базыл ЖАКУПОВ, возглавляющий комиссию по управлению региональным стабилизационным фондом, считает, что по прошлому году об эффективности работы Костанайского фонда судить нельзя.

- Мы могли взять из республиканского бюджета около 1 млрд тенге, но для аграрного сектора, дающего основные продукты питания, этот год был благополучный, поэтому цены держались стабильно, - сказал Жакупов. - В таких условиях товар, закупленный в стабилизационный фонд, по цене оказался бы неконкурентноспособным и пришлось бы нести дополнительные затраты на его хранение. Поэтому мы сделали закуп только на 200 млн тенге.

Оказалось, даже эти запасы оказались невостребованными. Например, картофеля из 383,9 тонн реализовано только 20, почти в 20 раз меньше закупленного продано сахара и в 2,5 раза - подсолнечного масла.

Сразу же упреждаем наивный вопрос: а почему не продать их по бросовой цене? Не получится. Дело в том, что государство эти 200 млн не подарило своим гражданам, а выделило  акиматам при условии возврата. Более того, за пользование ими требует добавить еще 3% годовых. В таких условиях местной власти пришлось выкручиваться: к головной боли от прыгающих цен на продовольственные товары добавилась забота о необходимости возврата взятых у государства денег для создания стабфонда. Пришлось часть закупленного продовольствия отдать местным предпринимателям в продажу по рыночной цене в обмен на их обязательство пополнить хранилища урожаем 2012 года.

Как итог - в большинстве регионов Казахстана возникли большие проблемы. О них в сентябре 2012 года заявил Счетный комитет по контролю расходования республиканского бюджета. Только по причине плохого хранения и несвоевременной реализации товара стабфондов в республике были допущены потери на сумму более 379 млн тенге. Но при этом министерство сельского хозяйства из средств, выделенных государством для закупа продовольствия, около 3 млрд тенге затратило на финансирование накладных расходов координаторов этой программы - СПК. Хотя они должны были это делать из средств, вырученных от продажи продовольствия стабфонда.

К слову, Базыл Жакупов сообщил «НГ», что координатор костанайского стабфонда СПК «Тобол» в число таких корпораций не вошел. Свои затраты он смог восполнить за счет собственной деятельности. Правда, как нам сообщили в СПК «Тобол», чтобы рассчитаться за полученный от государства кредит, им до конца года нужно еще реализовать 150 тонн растительного масла, 68 тонн риса, 250 тонн сахара, 10 тонн гречки.

Лишь бы выжить

Чем же реально местная власть пыталась сдерживать «буйство» цен? Пока есть все основания утверждать, что эффективного инструмента для этого нет. Есть, правда, социальные магазины, проводятся ярмарки, но реально они на цены не влияют, лишь помогают выжить людям с низкими доходами.

- Я посещаю практически каждую ярмарку, - говорит пенсионерка Людмила РЕРИХ, - тут все дешевле. Все основные продукты закупаю на ярмарке и в результате экономлю 1500-2000 тенге.

Корреспонденты «НГ» сравнили цены с рыночными. Яйца на ярмарке продают по 130 тенге за десяток, говядину по 900 тенге за кг, сахар по 122 тенге за кг, гречку по 125 тенге за кг, картофель по 50 тенге за кг. На рынке все эти продукты стоят на 15-20%  дороже. Об этом говорит и тот факт, что во время ярмарок Центральный рынок пустеет, покупателей практически нет.

- Как только в городе проходит ярмарка, я не могу за день продать даже одну свиную тушу, - говорит продавец Татьяна КРАСНОВА. -  И возвращаются к нам покупатели постепенно только через неделю. Мы ведь покупаем мясо в забойных цехах, а на ярмарках крестьяне продают свое без наценок.

Социальные магазины сегодня держатся на волоске. Из четырех, созданных в 2009 году, осталось два. В магазине «Костанай», который находится в 5 мкр, за аренду торговой площади производители платили по минимуму и торговали продукцией по своим ценам, без надбавок. В результате в одной торговой точке аккумулировались товары первой необходимости по низким ценам. На сегодняшний день этот магазин сложно назвать социальным. Товары туда поставляют 5 производителей: «ДЕП», «Троянда», «Ирина и К», «Арасан» и «Баян Сулу», которые торгуют по своим ценам. Остальные площади сдаются предпринимателям, предлагающим товар по рыночным ценам.

Во второй социальный магазин «Костанай» по пр. Аль-Фараби оптовики и производители поставляют 30 утвержденных наименований социальных товаров. Они реализуются по ценам поставщика. В перечне удешевленных товаров - крупы, молочные изделия и сыр, вареные и полукопченые колбасы, яйца, окорочка, жиры, сахар, чай. Цены действительно ниже рыночных: килограмм гречки стоит 123 тенге, риса - 120 тенге, муки в/с - 83 тенге, сахара - 123 тенге. Но держать такой магазин предпринимателю невыгодно. Нужно оплачивать аренду, коммуналку, на затраты ложится выплата заработной платы. Кроме утвержденного перечня, в магазине продаются и попутные товары, но это не спасает.

- В основном в магазин приходят за товарами из перечня социально значимых, - рассказала продавец Людмила КРИВОШЕЕВА, - но иногда бывает, что не весь товар есть в наличии. Основные покупатели у нас - пенсионеры, социально уязвимые слои населения.

Магазин держится на плаву уже четвертый год, но если дела у него будут идти таким образом и дальше, то скоро социальных магазинов в Костанае не останется.

Закуп стабфонда в 2012 году и цены на социально значимые продукты в точках, ориентированных на малообеспеченных граждан

В ярмарки вдохнуть новую жизнь

Местные власти надеются, что сделать это поможет стабилизационный фонд. Потому что именно для него ярмарки и социальные магазины сегодня - основные торговые точки по реализации социально значимого продовольствия. Для этого объемы закупок стабфондом планируется увеличить.

- В этом году Костанайской области из республиканского бюджета было выделено 705,7 млн тенге, - сообщил директор департамента активов СПК «Тобол» Нурлан АМИРОВ. - Деньги выделены на 3 года, и вернуть в бюджет эту же сумму необходимо в 2015 году.

Объемы и цены закупа товаров в стабфонд определяет специальная комиссия, окончательно утверждает их аким области. В этом году в перечень стабфонда вошло 8 наименований. СПК предстоит закупить 1360 т продукции на сумму 233 160 000 тенге. По утвержденным правилам, приобретать товар можно только у отечественных производителей. Если в прошлом году продукты хранили в арендованных складах и овощехранилищах, что сказалось на себестоимости продукции, то в этом году корпорация работает с поставщиками на основе форвардных договоров. СПК находит поставщика, заключает с ним контракт, оплачивает за весь объем, а товар берет по мере необходимости. Если потребности в продукте не возникнет, то поставщик вернет деньги.

- Мы ведем работу по поиску поставщиков, - говорит Амиров, - приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных производителей, у которых созданы условия для хранения и реализации продукции. На сегодняшний день заключен договор с КХ «Тэрра» на покупку 363 т картофеля и 50 т моркови.

Достаточно ли товарной массы в объеме 1360 т, чтобы реально повлиять на состояние цен по социально значимым продовольственным товарам? Навряд ли. Где же выход? Мы не откроем новой истины, если скажем, что он не столько в манипулировании той товарной массой, которую способен сегодня производить отечественный бизнес, сколько в увеличении ее объема и снижении себестоимости. А здесь проблем куда больше, чем в организации бесперебойной работы стабилизационных фондов.

Может ли стабилизационный фонд реально сдерживать рост цен на продовольствие?

Базыл ЖАКУПОВ, заместитель акима Костанайской области:

- Стабилизационный фонд ориентирован на социально уязвимые слои населения. Чтобы удержать цены на продукты, нужно больше производить. Например, в 2011 году был неурожай картофеля, и он стоил 110 тенге за килограмм. Но это не по себестоимости. Причина роста цены в том, что на рынке этой продукции не хватало. Наша область может выращивать картофеля столько, сколько нужно для потребления, но не хватало овощехранилищ. В этом году построили 3 и надеемся, что проблема начнет решаться. Но есть еще сезонные скачки цен. Стабфонд товарными интервенциями в этот период может их сгладить.

Владимир СЕМЕЙКИН, глава КХ «Тэрра», кандидат сельскохозяйственных наук:

- Иногда стабфонд может сыграть обратную роль. Если его пополнять продовольствием в урожайный год, в экономику происходит дополнительный вброс денег, которые подхлестывают цены у производителей. Закупленное продовольствие по такой цене потом сложно реализовать. Государственные деньги оказываются выброшенными на ветер. Но в неурожайный год тоже не все так просто. Продукции меньше, но себестоимость ее возрастает. Для закупа в стабфонд производителя начинают «пригибать» к минимальной цене. Одно дело, если это происходит для поддержки малоимущих, но получается, что более дешевые продукты покупают и среднеобеспеченные, и богатые. Такое перераспределение доходов в ущерб сельских товаропроизводителей несправедливо. Это приведет к сворачиванию аграрного бизнеса.

Сергей ГАЛАНИН, до 2010 года заместитель начальника управления сельского хозяйства акимата Костанайской области:

- Стабилизационный фонд - дело нужное. Но только с механизмом, помогающим использовать его только для малоимущих. Когда мы привлекали сельских товаропроизводителей к участию в ярмарках для продажи мяса по ценам ниже рыночных, то встречали сильное сопротивление. Им это невыгодно. Выход в том, чтобы заинтересовать их различными формами государственной поддержки. Они сейчас применяются, но их размеры очень малы. Будет господдержка ощутима, тогда появятся достаточные основания для закупа овощей, молока и мяса по более низким ценам.

Сансызбай ЖИЕНТАЕВ, заведующий кафедрой экономики и управления КГУ, доктор экономических наук:

- Стабилизационный фонд может противодействовать росту цен. Но в какой мере - трудно определить. Там слишком много факторов и можно получить лишь приблизительные результаты, которые будут говорить только о тенденции. Главный фактор, влияющий на уровень цен на продовольствие, - производительность труда в аграрном секторе экономики. Выше производительность - стабильнее цены. Но тут есть еще одна проблема. Она из области соотношения потребительского спроса на продовольствие и предложения. Спрос у нас держится примерно на одном уровне, но потребляем мы продукты, зачастую произведенные за пределами региона. Получается, что в их цене отражаются многие факторы, не имеющие прямого отношения к производству данного товара. Выход - расширять собственное производство продуктов питания.

Андрей КОВАЛЬ, директор центра экономических исследований КГУ, кандидат экономических наук:

- Фонд играет свою положительную роль, но из всего набора экономических инструментов по регулированию цен на продовольственные товары, государство выбрало самый простой. Если иметь в виду давление на производителя по принуждению продажи товаров по сниженным ценам, то он где-то даже административный. Мера эта, скорее, пожарная. Потому что частная экономика со своей задачей не справляется, и надо что-то делать. На мой взгляд, выход в создании конкурентной среды частных производителей продуктов питания и государственных. Государству нужно выкупать предприятия аграрного сектора, ставить туда умелых менеджеров, создать для них механизм экономической заинтересованности. И тогда молоко или мясо по низким ценам в государственном магазине заставит частного производителя принимать меры к снижению своей цены. Но делать это нужно так, чтобы частника экономически не уничтожать.