И подкачать, и продуть

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz

Нужно ли возить в машине компрессор?

Раньше заводы, выпуская автомобили, обязательно комплектовали их насосами. В современных иномарках насосов нет, поэтому многие водители покупают компрессоры в автомагазинах. Может быть, это лишняя трата денег? Вот что по этому поводу говорит старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Действительно, когда-то заводы-производители комплектовали автомобили не только набором инструментов, но и насосами. И даже специальными аптечками, где было все необходимое для ремонта поврежденных воздушных камер. Ведь иногда случалось, что «запаски» оказывалось недостаточно, поэтому водитель вынужден был клеить камеру прямо на дороге. К тому же в карбюраторных двигателях жиклеры иногда забивались грязью, которая с годами накапливалась в топливных баках, а с помощью насоса их можно было прочистить.

Сейчас у нас сформировалась сеть пунктов автосервиса, что при необходимости позволяет провести ремонт с помощью специалистов. Но в Европе другая ситуация. Там разветвленная транспортная система и высокая плотность населенных пунктов. Это означает, что автосервис находится, как сейчас говорят, в шаговой доступности. У нас же - выехал за пределы города или райцентра, и до ближайшей «шиномонтажки» может оказаться несколько десятков, а то и сотен километров. Поэтому стремление водителей иметь в машине насос или компрессор вполне оправданно. Хотя чаще надобность в них возникает не во время ремонта, а для подкачки шин до величины давления, рекомендованного инструкцией по эксплуатации. К тому же многие из них - рыбаки или охотники, поэтому возникает необходимость накачать надувную лодку. И тут без компрессора не обойтись.

Сегодняшний авторынок богат компрессорами различных конструкций. Их можно разделить на два типа: мембранные и поршневые. Чем руководствоваться при их выборе? Двумя факторами: ценой и производительностью. По цене компрессоры можно разделить на 4 группы: до 2500 тенге, от 2500 до 5000 тенге, от 5000 до 10 000 тенге и дороже 10 000 тенге. Самые дешевые имеют в основном мембранную конструкцию. Они очень просты, их закрытый пластмассовый корпус зачастую внешне очень привлекателен. Главный недостаток такой конструкции - низкая производительность.

Вторая группа тоже зачастую имеет мембранную конструкцию, но более производительна. К тому же некоторые из них снабжены отсекающими клапанами, позволяющими предварительно устанавливать заданную величину давления. Специалисты утверждают, что желающих воспользоваться этими преимуществами не так много, да и производительность не так высока, поэтому водители, ориентирующиеся на цену, чаще выбирают компрессоры первой группы.

Наибольшей популярностью пользуются компрессоры ценовой группы от 5000 тенге. Имея небольшие габариты, они более производительны и создают достаточно высокое давление. Их используют в обычных машинах и внедорожниках среднего класса. К тому же им всегда могут найти применение любители активного отдыха.

Что касается самых дорогих, то их чаще покупают владельцы крупных внедорожников и минивэнов. Их зачастую стационарно устанавливают в подкапотном пространстве или в салоне и подключают к сети через специальные разъемы. Сразу же хочу предупредить, что подключение желательно делать только на время использования компрессора. Их обычно снабжают шлангами длиной до 5 м, позволяющими накачивать лодку или надувной бассейн.

Более мощным компрессорам можно найти и другое применение. Например, в полевых условиях продувать радиатор от налипших насекомых.