Безнадега. Точка. Долг...

Взыскивать средства удается у потребителей с наименьшей задолженностью

Ольга ГОРАЙ, gorai@ng.kz
Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz

Власти и предприятия области пытаются вернуть более 500 млн тенге дебиторской задолженности

17 октября на совещании с участием акимов всех городов Нуралы САДУАКАСОВ  поднял вопрос о задолженности населения по коммунальным услугам. Он потребовал от своих подчиненных подекадной отчетности по работе с должниками и предложил всем «засучить рукава» и взыскивать долги поквартирно. Как выяснилось, этой работой представители коммунальных служб занимаются не один год. Однако долги от этого не уменьшаются. По мнению коммунальщиков, в области нет слаженной работы между структурами, которые могли бы помочь в снижении задолженности.

Капля в море

Среди городов областного центра первыми в списке должников были названы рудничане. Задолженность потребителей 284,5 млн тенге. Большая часть за отопление и холодную воду. Как отметили в отделе ЖКХ акимата Рудного, самым действенным методом борьбы с должниками является отключение от услуг. На сегодняшний день в частном секторе 27 домов отключены от тепла. Регулярно за неуплату отключают потребителей и от электроэнергии. Чтобы не накапливать просроченную задолженность, рудненские коммунальные службы заключили договоры с крупными компаниями и каждый месяц на предприятиях из зарплаты работника удерживают долг за услуги.

Долги костанайцев по всем видам услуг составляют почти 200 млн тенге. Цифра время от времени снижается. Но кардинально уменьшить ее не помогает даже ноу-хау, которое применили в этом году специалисты ГКП «Костанай-Су», -  забивать канализационные стоки специальными заглушками.

- Этот способ дорогостоящий и не всегда эффективный, потому что некоторые стоки завалены кирпичами, мусором и т. д., - отмечает начальник абонентского отдела ГКП «Костанай-Су» Игорь ЧАРИКОВ. - И меру эту мы выбрали, потому что не можем проникнуть в квартиру, чтобы отключить потребителя от холодной воды или канализации. Есть квартиры, в которые должники нас пускают, но там настолько старые трубы, что при применении сварки они просто лопнут.

Рейды по квартирам должников контролеры горводоканала проводят дважды в неделю.

В этот вторник, 23 октября, фотокорреспондент «НГ»  вместе с представителями ГКП «Костанай-Су» и судоисполнителем попытались попасть в гости к пяти неплательщикам. Трое просто не открыли двери. В одной из квартир хозяева были пьяны настолько, что разговаривать с ними было бесполезно. Лишь с пятой попытки  должник сразу же оплатил задолженность.

Фамилии не называть

С 2006 года в Костанае сумма долга за холодную воду и канализацию с 64 млн тенге снизилась почти в 2 раза - до 33,5 млн тенге. Но в этой цифре «сидит» 1,3 млн тенге безнадежных долгов, 6 млн тенге, взысканных через суд, но оставленных без исполнения.

- Люди, с которых суд обязал взять эти долги, малоимущие, асоциальные, - говорит Чариков. - С них все равно ничего не возьмешь. Бумаги из судов лежат у нас кипами, но толку от них никакого. Раньше могли влиять хотя бы морально - вывешивали списки с фамилиями должников и номерами квартир. Но на нас за это подали в суд, и выяснилось, что таким образом мы порочим честь и достоинство должников. Сплошной абсурд.

Начальник юридической службы ГКП «Костанай-Су» Ирина КОЛЬЧУГИНА отмечает, что выселять за долги из квартиры запрещает законодательство. Это нарушение права о неприкосновенности жилища. Продать квартиру с торгов за долги возможно, но на эту процедуру уходит по нескольку месяцев.

- Сначала возбуждают исполнительное производство, затем накладывают арест на имущество, судья выносит определение о продаже с торгов, квартиру продают - это в теории, - говорит Кольчугина. - На практике, чтобы выставить квартиру на торги, нужно провести опись и оценку имущества. А для этого опять-таки нужно попасть в квартиру. Так если мы попадем в жилье, нам проще отключить должника от воды, чем описывать его имущество.

По словам Кольчугиной, чтобы описать имущество, контролеры ГКП «Костанай-Су» одно время заходили в квартиру вместе с участковыми или с представителями правоохранительных структур. Но в последнее время четкой согласованности в работе всех органов нет.

Без воды и газа

Отсутствие единого механизма мешает взыскивать долги и ГКП «КТЭК», которому 16 000 абонентов должны за тепло. Из них у 15100 потребителей сумма долга составляет 149,2 млн тенге. Юридические лица задолжали компании 45,7 млн тенге. Чтобы сократить дебиторскую задолженность, «КТЭК» движется в двух направлениях.

- Стараемся работать в досудебном порядке, - пояснил заместитель директора ГКП «КТЭК» Валерий СОЛОДОВ, - разносим уведомления, проверяем фактическое количество проживающих. Отключаем горячую воду у должников. На сегодняшний день от горячей воды отключено около 2500 абонентов. Если неплательщики проживают в частном секторе, то отключаем и тепло. В многоэтажных домах не имеем физической возможности отключать должникам отопление поквартирно. Если не получается в досудебном порядке, то подаем в суд и затем совместно с департаментом судебных исполнителей работаем по принудительному исполнению судебных решений.

Наиболее благополучная ситуация с должниками в ГКП «Костанайгаз». Дебиторская задолженность по всей области составляет 16 млн тенге.

- 7 млн из них - это безнадежные долги, - говорит начальник областной абонентской службы ГКП «Костанайгаз» Александр ФИСЮКОВ, -например,человек не погасил долг, переехал в Астану. Мы знаем, что он там живет, но посылать юриста нет смысла. Это будет дороже, чем сумма долга. Выходит, что такой долг выгоднее списать. Самый эффективный способ борьбы с должниками - отключить от услуги и не позволять увеличивать задолженность. Нам по отключениям работать легче, чем тепловикам, потому что у нас большие долги накапливаются в основном в частном секторе, и там, чтобы отрезать потребителя, необязательно попадать в дом.

Как отметил Фисюков, раньше коммунальщикам возвращать долги помогали правоохранительные органы. Сейчас это не практикуется.

Скандал и парадокс

О несогласованности в работе говорят и в Лисаковске, где каждого должника знают в лицо. На 76 квартирах уже несколько лет висит 33 млн тенге за неоплаченные услуги. Но практически никаких мер воздействия на должников нет.

- Мы отрезали их от воды, света, газа, а от тепла не можем, - отмечает директор ГКП «ПХО «Лисаковскгоркоммунэнерго» акимата Лисаковска Анна МУТИНА. - Люди нигде не работают, пьют. Еще сложнее с жильцами бюджетных (коммунальных - ред.) квартир, которых по закону можно выселить за долги, не оплачиваемые более полугода. Долги растут,  а человек заплатил раз в полгода пару тысяч - и обеспечил себе беспроблемную жизнь на ближайшие полгода. Получается замкнутый круг.

В числе проблемных называют коммунальные квартиры и в Аркалыке. Зато в городе, отапливаемом с помощью дорогого мазута, где коммуналка дорогая и долги, соответственно, дорого обходятся, умудряются отключать абонентов от тепла.

- Самая главная проблема - это, конечно, попасть в квартиру, - поделился директор ГКП «Аркалыкская ТЭК» Нурлан АЛИН. - Часть абонентов мы уже отключили от воды, 32 квартиры в этом году - от тепла. Есть у нас должница, мать шестерых детей, проживающая без мужа. На данный момент она должна 600 000 тенге. Причем женщина даже не хочет оформить субсидии на коммунальные услуги. Просто не платит и все. Квартиру ей выделили по решению акимата. Если мы ее сейчас выселим с детьми, представляете, какой скандал будет?

Без статуса

В Житикаре долг в 39,2 млн тенге «висит» на 427 потребителях. Работники предприятия всех своих знают в лицо. К безнадежным относится 21,5 млн тенге. Должников делят по статусам - безработные, пенсионеры по инвалидности, выехавшие и т. д. Самый большой долг на 123 потребителях, которых называют «без статуса» - неработающие, не получающие никаких пособий и пенсий.

- Таким потребителям мы отключаем свет, - рассказала начальник абонентской службы Латифа ИГЗИГИТОВА. - Так они самостоятельно подключают его. Если мы знаем, что можем взыскать хоть какой-то долг с них, то дежурим. И как только они подключаются сами к электричеству, снова отрезаем их. И так, пока не заплатят. Раньше мы воду отрезали, но СЭС прислала нам письмо, что если вспыхнет инфекция, то отвечать за это будем мы. Отопление мы не можем отрезать в многоэтажках, потому что нарушится схема теплоснабжения и это может отразиться на добросовестных плательщиках.

На 7,5 млн тенге рассмотрено исков, но дела по ним не двигаются. 

- У нас проблема в судоисполнении, - считает заместитель директора ГКП «Житикаракоммунэнерго» Елена ХОМЧУК, - очень много нестыковок в законах. Например, мы знаем, что у должника имеется квартира, он там проживает, но там прописаны еще несколько человек, которые являются совладельцами квартиры, и выставить эту квартиру на торги судоисполнители уже не могут. Много проблем с многодетными матерями-одиночками, которые не могут оформить жилищные пособия.

Ограничения на законодательном уровне и приводят к тому, что коммунальщики варятся в собственном соку. От судоисполнителей, правоохранительных и органов юстиции помощи практически никакой. Большинство исков так и остается неисполненными, а неоплаченные долги мертвым грузом ложатся в убытки предприятий.

Какой самый эффективный способ возврата долгов за коммунальные услуги?

Анна МУТИНА, директор ГКП «ПХО «Лисаковсккоммунэнерго»:

- Я считаю, что этот вопрос нужно решать на уровне правительства. На нашем уровне его не решишь, ведь как ни крути, а заложниками должников всегда становятся коммунальные службы, которые одни остаются с проблемами взыскания долгов. Ни судоисполнители, ни правоохранительные органы, ни другие представители власти в итоге не могут нам помочь. Списание долгов с так называемых безнадежных должников, о которых говорят в последнее время, состояние коммунальных служб не улучшит. Ведь должников просто не будет в списке, а предприятие так и останется без нужных ему средств. В качестве действенной меры я бы предложила принудительный труд. Задолжал - иди мети улицу или выполняй другую работу. Возможно, хоть так человек осознает свою ответственность. В Европе такой метод практикуется даже среди очень известных людей за различные правонарушения.

Виктор ШМЫГЛОВ, директор ГКП «Костанайгаз»:

- К каждому потребителю должен быть индивидуальный подход. Если появляется задолженность у человека, мы стараемся пройти через все способы, рассылаем уведомления с суммой долга и с предупреждением о том, что в случае неуплаты отключим газ. Если не возвращают, подаем в суд. Но судоисполнение у нас хромает, их работа должна строиться на профессионализме, а там сотрудники часто меняются. Исчерпав все способы, мы прибегаем к крайней мере - отключению.  Конечно, это непопулярная мера может привести к нежелательным последствиям в системе газоснабжения. Но на сегодняшний день эта мера самая эффективная. Как только потребителям отключаем газ, в большинстве случаев они начинают оплачивать. Но это крайняя мера, когда совсем нет выхода.

Анатолий ЗУЕВ, директор ТОО «Рудненский горводоканал»:

- Надо, чтобы каждая структура работала, а не отчитывалась для галочки. В первую очередь услугодатели должны плотно работать с потребителями, дойти до каждого индивидуально. Если это малоимущие, малообеспеченные, пенсионеры, то необходимо рассматривать вопрос дотаций, выделять жилищную помощь. Если это состоятельный человек и не платит, то ему надо помочь сходить и заплатить. И это работа судебных исполнителей. А они не работают. Если в 2006 году нам собрали все деньги - 6,2 млн тенге, то в этом году ничего не собрали. Они должны арестовывать имущество, квартиры. Если потребитель мало должен нам, то надо объединить все его коммунальные долги, продать квартиру и долги вернуть предприятиям. Нет никакой совместной работы с полицией и администрацией города. Мы просим участковых, пойти с нами, постоять рядом, чтобы открыли квартиру, они не ходят. Для эффективной работы надо объединить усилия всех коммунальных служб, полиции, судоисполнителей. И координировать работу должен акимат. Когда в один и тот же дом придут сразу контролеры всех служб в сопровождении полиции и отработают его полностью, тогда будет результат. А пока у нас самый эффективный способ - это автономное отключение канализации. Человек сразу начинает платить.

Вадим СОБОЛЕВ, юрист:

- Наиболее эффективный и законный способ вернуть долги - это подать в суд. Коммунальные предприятия регулярно выигрывают суды, но затем все упирается в судоисполнение. Его до конца не доводят. Поэтому надо налаживать работу, менять систему работы судоисполнителей, чтобы она была эффективной. Если бы они хорошо работали, накладывали арест на квартиры, на имущество, продавали его с торгов, то был бы результат и долгов стало гораздо меньше. А отключение от услуги, что часто делают наши коммунальные предприятия, нецивилизованный способ. Надо действовать в рамках закона.

Игорь ЧАРИКОВ, начальник абонентского отдела ГКП «Костанай-Су»:

- Даже трудно назвать самые эффективные меры, потому что, по-моему, мы уже перепробовали все. И ничего не действует. Уведомления посылаем, канализации забиваем, а все без толку. Правда, после установки заглушек люди деньги понесли. Причем сразу нашлось и по 50 000 тенге, и по 30 000 тенге. Почему нельзя было заплатить их раньше? Людям нужно понимать, что скопившиеся долги - это постепенное разрушение для предприятия. Из-за долгов мы не можем ремонтировать сети, менять оборудование. А если в итоге весь город затопит канализационной водой, кому от этого станет лучше?