Ремонтные дела, предшкольная пора

Ольга ГОРАЙ, gorai@ng.kz
Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz

До 1 сентября остаются считанные дни. В преддверии нового учебного года суетятся все: родители докупают необходимые принадлежности, дети примеряют форму, учителя сдают отчеты.

Больше всех суеты у чиновников из отделов и управления образования. У них - конференции, отчеты, приемка школ. Вот даже министру образования успели показать образцово-показательную костанайскую школу № 10. Впрочем, если взглянуть даже на самые старые школы области лишь с фасада, то все они выглядят недурно. Входные группы, пластиковые окна. А что за фасадом?

Школы реорганизовывают

Ситуация с Перцевской школой, в которой ученики узнали, что им предстоит ездить учиться в Рудный, только в июле, показала: с негативной реакцией родителей управлению образования придется столкнуться еще не раз. Работа по реорганизации ведется в 18 школах области. По данным чиновников, всего 99 общеобразовательных школ не соответствуют государственному нормативу сети.

Ответить, сколько школ области еще нуждаются в капитальном ремонте, заместитель начальника управления образования Костанайской области Алмат ИСМАГУЛОВ не смог.

- Стандарты, по которым оценивается, прошел ли в школе капитальный ремонт, разные. В одних нужен евроремонт, в других можно только поменять канализацию или кровлю. Общих цифр у меня нет.

Между тем «НГ» стало известно, что по причине малокомплектности в области закрылись начальные Караобинская и Шукубайская школы в Денисовском районе, Пилкинская начальная школа в Узункольском районе, Комсомольская основная в Житикаринском районе.

- Действительно, в нашем районе в этом году будут закрыты две начальные школы, - пояснила начальник отдела образования акимата Денисовского района Даргуль СЕКИРОВА. - Связано это с постановлением правительства о гарантированном нормативе сети организаций образования. В школе должно учиться 5 и более учеников, в двух школах, которые мы закрыли, меньше 5 учащихся. На их закрытие есть постановление акимата Денисовского района. Детей, которые учились в Шукубайской школе, ежедневно будут возить в Глебовскую среднюю школу. Трое детей из Караобинской школы переведены учиться в Денисовскую СШ № 3. Они будут проживать в интернате при школе.

В самом областном центре острее стоит проблема с переполненностью школ и с нехваткой средств на ремонты.

В тесноте, зато с ремонтом

На капитальный ремонт двух костанайских школ в этом году было выделено почти 700 млн тенге. В школе № 20 с государственным языком обучения доделывают последние штрихи - во дворе устанавливают баскетбольную площадку, уплотняют беговую дорожку. Снаружи здание облицовано плиткой, внутри все новое - от пластиковых окон и унитазов до стен. Ремонт школы, на который потратили 370 млн тенге, длился два года - с 2011 по 2012 гг.

- Школа капитально не ремонтировалась с момента основания - 1975 года, - сообщила «НГ» директор СШ № 20 Ханзада ШИНБУЛАТОВА. - В прошлые годы во время текущих ремонтов нам сделали новый спортзал и столовую, их во время капитального ремонта не переделывали.

Дорогой ремонт и учителей, и родителей устраивает. Правда, он не решил главную проблему - нехватку кабинетов для учащихся. Третий этаж школы № 20, на котором более 10 кабинетов, отдали под школу для одаренных детей «Озат». Они занимаются с утра до вечера, а обычные дети теснятся на первом и втором этажах.

- На третьем этаже все дети посещают лишь кабинет химии и технологии, в остальных занимаются одаренные дети, - рассказала Шинбулатова. - На первом этаже в этом учебном году вместо двух КПП (классов предшкольной подготовки) будет три, поэтому придется еще потесниться.

- Уплотнение связано с тем, что в районе КЖБИ СШ № 20 - единственная с госязыком обучения. Плюс в последнее время в нее стали идти дети из мкрн «Наурыз». Вопрос о том, что дети занимаются в стесненных условиях, уже ставился в отделе образования, но пока безрезультатно.

Чтобы без контраста

Довольны капитальным ремонтом и в СШ № 5. В этом году на нее потратили 196 млн тенге, на следующий выделено еще 100 млн тенге. В школе заменили систему отопления, водопровод, канализацию, сделали кровлю, фасад. У школы изменился парадный вход. Согласно новой проектно-сметной документации его сделали со стороны улицы Бородина. До этого почти полвека в этом месте был запасной вход в школу. 20 августа на новом парадном входе СШ № 5 уже красовалась вывеска «Добро пожаловать!» Правда, саму входную группу еще доделывали: красили белой краской колонны и ограждение. На второй входной группе внутри двора также шли работы. Во дворе еще не выложили брусчатку. И к 1 сентября скорее всего не успеют.

- Особенно рады, что поменяли окна, из-за которых в школе гуляли сквозняки. В этом году не успели сделать спортивный и актовый залы, - рассказал «НГ» директор СШ № 5 Валерий РУСИНОВ. - Строители обещали в счет будущих 100 млн тенге сделать спортивный зал в сентябре, потому что детям нужно заниматься физкультурой. Сентябрь можно позаниматься на улице или в холле первого этажа, если будут дожди.

Учебному процессу это не помешает, потому что вход в спортивный зал отдельный, с торца школы. Актовый зал сейчас загроможден мебелью. С его ремонтом можно подождать, а под мероприятия на время приспособят спортивный. СШ № 5 также не ремонтировалась 47 лет, с момента основания.

Впрочем, год постройки школы - не главный фактор в распределении средств для капремонта. Начальную школу № 5 «А», расположенную рядом с СШ № 5, капитально переделали в прошлом году. А ей тогда всего-то минуло 15 лет. Говорят, было указание сверху отремонтировать начальные школы. Сначала сделали начальную 24 «А», в 2011-ом начальную 5 «А». А в 2012-ом обнаружилось, что две школы на одной дворовой территории резко контрастируют друг с другом. Вот и запланировали срочный ремонт СШ № 5.

Фасады на показ

Другим повезло меньше. СШ № 6 и СШ № 19 - почти ровесницы. Одна с 1968 года, вторая - с 1969 г. В обеих больше 40 лет не было капитальных ремонтов. Хотя на текущие ремонты деньги дают регулярно. В 6-ой в этом году за 500 000 тенге поменяли часть деревянного пола в коридорах на двух этажах. В 19-ой за 1,3 млн тенге поменяли водопровод. В остальном - все как 40 лет назад: местами совсем провалившийся деревянный пол, старые деревянные окна с тряпками в качестве утеплителя, старые туалеты. Ах да, входные группы у обеих школ - абсолютно новые.

- Мы рады, что акимат каждый год находит для нас деньги из бюджета, - говорит директор СШ № 6 Галина ТАРОВА. - В 2015 году у нас запланирован капитальный ремонт. Хорошо помогают родители. Папа ученика из начальных классов сделал нам прекрасную горку с полками. Выпускница подарила забор, ограждающий школу.

СШ № 19 капитальный ремонт светит в 2017 году. К моменту переделок обе старейшие школы почти полвека простоят без ремонта.

В актовом зале 14-й школы зимой очень холодно. В этом году школа получила 1 млн 296 тыс. тенге на утепление стен. Когда подходишь к парадному входу, складывается впечатление, что она после ремонта - пластиковые окна, новые двери. Но по-новому выглядит только фасад. В большинстве кабинетов со двора окна не заменены, а школа не видела капитального ремонта с 1970 годов. Именно тогда она была построена. В актовом зале ремонт сделали - заменили окна на пластиковые. На этом утепление закончилось.

Для ремонта очередной входной группы в другой старой школе - № 25 выделили 1,7 млн тенге. Теперь лицо у школы новое, а заходишь внутрь и видно, что требуется замена окон, пола. Но на это денег в бюджете пока нет, поэтому школьникам предстоит любоваться красивым парадным входом.

СШ № 17 - 1978 года постройки, не может похвастать даже новой входной группой. По словам директора школы Куляй БЕРТАЗИНОЙ, капитальный ремонт в школе в планах на 2016 год, но ежегодно выделяются средства на текущий. В этом году - 4 млн тенге.

- Деньги выделили на замену канализации в столовой, - пояснила Бертазина, - на замену туалетов в начальной школе и на отмостку вокруг спортзала. В 2007 году в спортзале пошла трещина, в прошлом году были выделены средства на усиление стены, сделали стяжку, в этом году укрепили фундамент вокруг спортзала. Школа прошла приемку и аварийного состояния нет, поэтому до 2016 года ситуация с капитальным ремонтом терпит.

Непонятная логика

В то же время большинство центральных школ выглядят как картинки. И даже после масштабных капитальных реконструкций им ежегодно выделяют деньги. Например, гимназии им. Горького в этом году на замену части канализации выделили 680 000 тенге (капитальный ремонт был недавно, но в школе стали жаловаться на запах).

В средней школе № 24 несколько лет назад был проведен капитальный ремонт, но в этом году школа получила 411 000 тенге на замену труб отопления. Неужели недавний дорогостоящий ремонт оказался таким недолговечным? Хотя те же чиновники заявляют, что по нормативам школа может стоять без ремонта 25 лет и больше, если ее капитально сделали.

В Костанае еще 12 школ, которые ни разу не видели капитального ремонта. В планах акимата выделять деньги до 2017 г., чтобы их отремонтировать. Уже готова проектно-сметная документация для СШ № 3, СШ № 21, СШ № 7. Для остальных смету, стоимостью от 10 млн тенге и выше, еще нужно заказывать.

- В год мы можем выделять средства на капитальный ремонт двух школ, - пояснил заместитель акима Костаная Асан НУРГАЗИНОВ, - и проводим капитальный ремонт в школах в течение двух лет, потому что за 3 месяца сделать полностью и качественно капитальный ремонт в школе невозможно. Поэтому в первый год капитально ремонтируются система отопления, все инженерные сети, кровля. К учебному году работы заканчиваются, и школа может полноценно функционировать. Во второй год делается фасад, благоустройство, отделка. Двухлетний ремонт обеспечивает его качество. Если подрядчик в первый год сделал основные работы некачественно, то на второй год это проявится, и он будет обязан устранить недоделки.

В отделе образования Костаная признают, что много проблем бывает с текущим ремонтом школ. Обычно тендер выигрывает подрядчик с наименьшим ценовым предложением, хотя смета разработана на большую сумму.

- В итоге объемы работ остаются большие, и подрядчику приходится экономить на материалах, - говорит заведующий сектора обеспечения жизнедеятельности учреждений образования отдела образования акимата Костаная Евгений ТЕРЕНТЬЕВ. - Например, использовать более дешевые линолеум, плитку и т. д. При приемке качество проверить сложно.

Все школы области, которые будут работать в этом учебном году, приемку уже прошли.

 

Средства, выделенные на ремонт школ в 2012 году по сравнению с 2011 годом

Строительство, реконструкция и ремонт всех объектов образования:

  • 2012 год - 6млрд тенге

  • 2011 год – 6,6 млрд тенге

Из них:

  • на строительство и реконструкцию9 объектов образования

  • 2012 год - 1,7 млрд тенге

  • 2011 год - 2,1 млрд тенге

  • на капитальный ремонт 7 областных и 19 районных и городских организаций образования

  • 2012 год - 3млрд тенге

  • 2011 год - 2,2 млрд тенге

  • на текущий ремонт во всех остальных организациях образования

  • 2012 год - свыше 1,5 млрд тенге

  • 2011 год - 2,3 млрд тенге

     

     

    Как нужно расставлять приоритеты при выделении средств на ремонты школ области?

     

    Василий ЦЫМБАЛЮК, начальник отдела образования Костаная:

    - Очередность школьных ремонтов утверждена в официальном плане ремонтов, утвержденном акимом Костаная. В первую очередь смотрят на количество детей, обучающихся в школах. И в план ремонта включают школы, в которых 1200-1500 учеников. Центральные школы, такие, как № 1, № 2, гимназия им. Горького, гимназия им. Мауленова, отремонтированы потому, что это одни из самых крупных школ. В 2013 году на КСК будет отремонтирована СШ № 3, в которой 1300 учеников, и школа детского творчества, в которой проводятся крупные мероприятия. При выделении средств учитывается также состояние школы. Если в учреждении нормальная кровля, коммуникации, то ремонтируют те, в которых систему отопления или крышу необходимо менять. Стандартов, предписывающих нам ориентироваться на год постройки школы, нет. Как нет норм о сроках эксплуатации школы, т. е. прошло 25-30 лет - в школе обязателен ремонт. Все зависит от количества учащихся и состояния школ.

    Ханзада ШИНБУЛАТОВА, директор СШ № 20:

    - Прежде чем школу поставить в план ремонта, ее обследует комиссия. Составляется акт о том, в каком состоянии находится школа. Бывает, что учебное заведение построено раньше, но сохранилось хорошо, поэтому ремонтируют в первую очередь то, которое построено позже. Смотрят также на количество детей, обучающихся в школе. У нас, например, школа сейчас переполнена. В ней вместе с учениками из классов предшкольной подготовки, вместе с одаренными учениками из школы «Озат» обучается 1000 детей. Думаю, что из-за того, что детей в школе много, нас включили в план ремонта в 2011 году и проверили капитальные переделки. Ремонтом мы остались довольны, осталось решить проблему с переполненностью школы.

    Римма БЕКТУРГАНОВА, депутат маслихата Костанайской области:

    - Есть перспективная программа по ремонту школ области. Она была составлена давно, ее рассматривали депутаты областного маслихата. В соответствии с этой программой школы будут ремонтироваться в той очередности, которая утверждена. При распределении средств на ремонт той или иной школы учитывалось очень много показателей. Но в первую очередь проверялось, насколько учебное учреждение нуждается в ремонте. Возраст школы - это не самый главный показатель. Школа может быть построена очень давно, но при этом хорошо сохраниться. А есть школы, которые были построены сравнительно недавно, но пришли в плохое или аварийное состояние. Естественно, что для их ремонта деньги нужно выделить быстрее.

    Сауле АЙМУХАМБЕТОВА, начальник управления финансов Костанайской области:

    - Схема, по которой сейчас ремонтируют школы области, была составлена несколько лет назад по поручению бывшего акима области. С тех пор она постепенно выполняется. При определении школ, которым нужен ремонт, в первую очередь оценивают состояние школы. В каком состоянии коммуникации, кровля и т. д. Затем обязательно смотрят, готова ли ПСД. Ведь для разработки ПСД нужно время и средства. Пока пройдет конкурс, пока утвердят смету, пока смету одобрит госэкспертиза. Естественно, если у школы не готова ПСД, ей сложно выделить деньги на ремонт, потому что неизвестно, сколько денег потребуется. В то же время схему по ремонту школ можно корректировать. Если, к примеру, в какой-то необозначенной в ней школе создастся аварийная ситуация, деньги можно выделить быстрее.