Дороже, но надежнее

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ

Как очистить форсунки?

Наступает момент, когда в бензиновых двигателях, имеющих систему впрыска топлива, возникает необходимость очистки форсунок. После диагностики на СТО вам могут предложить несколько способов. Какой из них выбрать? Вот что советует старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Сегодня наиболее распространены два способа очистки форсунок. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Но вначале несколько слов о самой проблеме.

В ходе эксплуатации легкие фракции бензина испаряются, а тяжелые оседают на стенках каналов инжектора. Специалисты говорят, что особенно интенсивно этот процесс идет в момент остановки двигателя, когда прекращается охлаждающее действие потока бензина.

Ситуацию могут усугубить бензин низкого качества (с большим содержанием серы) и отсутствие нормальной системы технического обслуживания топливной системы (несвоевременная замена фильтров приводит к попаданию в инжектор механических примесей). Свои негативные последствия может дать и техническое состояние двигателя, создающее перерасход моторного масла. На тех двигателях, где форсунки находятся в камерах сгорания, попавшее туда масло после сжигания тоже оставляет на их стенках свои отложения.

Более всего форсунки подвержены загрязнению при эксплуатации автомобиля в городских условиях: двигатель чаще работает на холостом ходу, постоянные перепады температуры - все это способствует усиленному отложению грязи. Что касается загородных поездок, там двигатель работает в более благоприятном для него температурном режиме, и форсунки постоянно промываются поступающим в них топливом.

Но в любом случае (раньше или позже) приходит время, когда вы замечаете, что двигатель плохо «тянет» во время набора скорости, и начинает работать с перебоями (как говорят водители - троить). Тут могут быть и другие причины, но мы разбираем случай, когда вы приехали в мастерскую, и там вашему автомобилю вынесли «приговор»: проблема в топливной системе - нужно чистить форсунки.

Первый способ - очистка без снятия инжекторов, методом растворения загрязнения специальными моющими средствами. Их могут в определенных пропорциях добавлять в бензин либо сами растворители используют в качестве топлива. Для этого применяется специальная установка, которая подключается вместо топливной системы, и очистка производится в процессе работы двигателя.

Хорошо в этом случае то, что форсунки не нужно демонтировать, очищаются и другие элементы топливной системы, а также некоторые внутренние детали двигателя. К тому же этот способ относительно дешевый. Главный его недостаток - невозможность объективно оценить состояние форсунок до и после очистки. Дело в том, что сбой в их работе не обязательно бывает по причине загрязнения. Возможно, забились фильтры форсунок. В этом случае промывка не дает нужного результата, и тогда ее придется делать еще раз. В связи с этим, к промывке без снятия форсунок - если уж выбрали именно этот способ - рекомендуется прибегать лишь в случаях, когда пробег автомобиля составляет не более 100 тыс. км.

Второй способ предполагает снятие форсунок и промывку их на специальном стенде. Это будет дольше и дороже,  но зато надежнее. Высокая эффективность такой очистки достигается использованием ультразвуковых колебаний, которые создаются в моющем веществе явление кавитации. Возникающие при этом микрогидроудары разрушают отложения не только на поверхности форсунки, но и во всех микропорах и скрытых плоскостях. На этом же стенде после очистки можно проверить и технические параметры форсунок.

Такие установки лучше использовать для очистки инжекторов с сильным загрязнением, которое обычно наблюдается при пробеге более 100 тыс. км. Можно использовать и в других случаях. Если конструкция двигателя такова, что снятие форсунок не требует больших трудозатрат.