Против опрокидывания

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz

Для чего нужна система динамической стабилизации

Некоторые современные автомобили начали комплектоваться системой динамической стабилизации (СДС). Какую функцию она выполняет? Чем отличается от АБС и противобуксовочной системы? На эти вопросы отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Система динамической стабилизации (СДС) - одно из важных средств обеспечения безопасности автомобиля. Впервые она появилась в 1995 году, но, судя по информации, которая недавно появилась в специальной литературе, в 2009 году в Германии уже 80% выпущенных автомобилей были оснащены СДС. В Европе - 60%, в мире - 36%. Тогда же Евросоюз установил требование, чтобы с ноября 2014 года этой системой были укомплектованы все заново регистрируемые автомобили.

СДС включает в себя и АБС, и противобуксовочную системы. Но вместе с тем выполняет и свою функцию - обеспечивает устойчивость автомобиля при прохождении поворотов. Это особенно важно для машин с высоким центром тяжести. Например, водитель, который после седана впервые сел за руль кроссовера, может не рассчитать скорость прохождения поворота и допустить опрокидывание автомобиля. Я уж не говорю о грузовых фургонах, у которых центр тяжести еще выше. Если будет установлена система динамической стабилизации, она этого не допустит.

Главный агрегат СДС - гидравлический блок (модулятор). Он автоматически регулирует давление в тормозной камере любого колеса. Его конструкция берет начало с изобретения антиблокировочной системы тормозов (АБС). Напомню, что АБС призвана разблокировать колеса, которые во время торможения останавливаются. Если этого не сделать, то автомобиль может перейти в неуправляемое скольжение (юз), что крайне опасно.  Как только во время торможения колесо резко замедляет свое вращение, установленный на нем счетчик вращения выдает сигнал в электронный блок. Тот подает команду на снижение давления в тормозной камере данного колеса, и оно начинает вращаться. Тормозной путь в таком случае удлиняется, но автомобиль сохраняет курсовую устойчивость.

Усовершенствовав эту систему установкой некоторых дополнительных узлов, конструкторы получили устройство, которое при торможении продолжает выполнять антиблокировочную функцию, но теперь еще при отпущенной педали тормоза само может создавать давление в тормозной системе ведущих колес. Причем каждого в отдельности. Таким образом, ограничивается их буксование при трогании и разгоне.

Происходит это следующим образом. Если одно из ведущих колес, попадая на скользкую поверхность, развивает большую скорость вращения (пробуксовывает), то по команде электронного блока давление в камере его тормозной системы увеличивается, и колесо блокируется. Его притормаживание помогает перераспределить крутящий момент на колесо, у которого есть сцепление с грунтом. Более того, поскольку конструкцией установлена связь между контролерами, управляющими тормозами и двигателем, то при пробуксовке дается соответствующая команда на уменьшение оборотов двигателя.

Чтобы создать систему динамической стабилизации, осталось дополнить ее тремя датчиками: поперечного ускорения, угла поворота рулевого колеса и угловой скорости вращения автомобиля вокруг вертикальной оси. Плюс - более мощный электрогидронасос, способный по команде электронного блока мгновенно менять давление в тормозной системе.

В рекламных объявлениях по продаже автомобилей иногда можно прочитать, что там есть и АБС, и ПБС, и СДС. Это излишне. Если есть СДС, то она обязательно обеспечивает как антиблокировку при торможении, так и противобуксовку. Тем не менее СДС может иметь дополнительные функции. Например, помощь при трогании в гору или подавление раскачивания прицепа.

И что касается цены. Эта система достаточно дорогая, поэтому и автомобили с  СДС не дешевые.