Регистры - не отчетность, но обязанность

Предприниматели на семинаре хотели, чтобы им разъяснили, как заполнять каждую графу

Галина КАТКОВА

Специалисты налогового управления провели семинар для индивидуальных предпринимателей

Основная тема - ведение налоговых регистров. «НГ» в предыдущем номере писала о том, насколько проблемно стоит этот вопрос для ИП сейчас. Большая часть их вообще о нововведении, которое должно работать с 1 января 2012 года, не знает. Между тем регистры уже сегодня у предпринимателей могут совершенно законно потребовать сотрудники налоговых органов при проведении проверок.

«У нас на приобретение 3 часа...»

Если очень коротко, суть дела в том, что теперь даже те, кто работает по простейшим налоговым режимам (разовые талоны, патенты), занимаясь реализацией товаров, обязаны документировать по определенной форме свои расходы на приобретение этих товаров. Для чего? Для того, чтобы фискальные органы в любой момент могли уточнить параметры налоговой базы.

Несмотря на то, что форма регистра выглядит несложной, вопросов по заполнению у предпринимателей было довольно много.  Пожалуй, главный - по реквизитам поставщика товара.

Если тот, у кого закупается товар, предоставляет счет-фактуру или иной первичный документ, то проблем нет. Но такие поставщики - редкость, утверждали предприниматели.

Мы закупаемся чаще всего на рынках. На «затоварку», бывает, есть всего-то часа три. За это время надо ухватить, что успел, упаковаться. Какие тут накладные требовать?! Кто нам даст свои РНН, БИН? Даже если мы готовы к ведению регистров, то те, кто отпускает нам товар на оптовках, категорически не готовы, - таков был перечень аргументов, высказанный предпринимателями на семинаре.

Ведение регистров введено постановлением правительства не в одной Костанайской области,  а по всему Казахстану. То, о чем вы говорите, - все-таки проблемы вчерашнего дня. Не будете требовать счета-фактуры, вам их никто, конечно, и не предоставит, отвечали сотрудники налогового управления по Костанаю, надо переходить к цивилизованной работе. Не дают вам накладную - акт закупа составьте, его никто не отменял, а РНН продавца возьмите у администрации рынка. Или обратите внимание на корешок разового талона, там есть регистрационный налоговый номер.

Но это были не все аспекты вопроса. Предприниматели еще спрашивали, как заполнять данные регистра по поставщику, если закуп товара производился за пределами РК - в России, Беларуси, Турции. Ведь все реквизиты, вносимые в регистр (регистрационный налоговый номер, индивидуальный идентификационный, бизнес-идентификационный номера) - казахстанские.

По этому поводу ответ был получен такой: заполнять данные таких поставщиков, исходя из имеющихся в наличии первичных документов, то есть название фирмы, резидентом какой страны является. Нет РНН - не вписываете, но все сведения, что возможно, отражаете.

В рабочем порядке 

Вообще на наличии первичных документов на закупленный товар по сути основывается все ведение регистра. Предприниматели задавали вопрос, в графе «Наименование товара» что нужно писать: весь перечень шампуней, мыла, порошков или два слова «бытовая химия». То же самое интересовало по обуви, закупу периодических изданий. Писать следует так, как указано в первичном документе. А сам документ сохранять в течение 5 лет.

Были вопросы по заполнению граф, где упоминается НДС. Именно они заставили некоторых предпринимателей говорить, что теперь каждому из них чуть ли не бухгалтер требуется.

На самом деле, если вы приобретаете товар у плательщика НДС, все нужное отражено в счетах-фактурах.

А самое лучшее, что можно сделать - зайти на сайт Налогового комитета Минфина РК, вписав в поисковое окошко либо словосочетание «налоговый регистр», либо «постановление № 1311». В найденном пакете документов будут «Правила заполнения налоговых регистров», там все доступно изложено.

В заключение семинара сотрудники  налогового управления еще раз напомнили, что заполнять налоговые регистры - обязанность ИП, но это не налоговая отчетность, сдавать не надо. У кого возникнут вопросы по заполнению, обращайтесь в рабочем порядке в кабинет № 402 налогового управления по Костанаю, аналогичные отделы в городах и районах.

Фото Галины КАТКОВОЙ