Тихая машина

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz

Как уменьшить шум в салоне?

В прошедшую малоснежную зиму водители, слушая цокот шипов о голый асфальт, наверняка завидовали тем, кто ехал в современных дорогостоящих машинах с хорошей звукоизоляцией. Но сегодня есть материалы и технологии, которые помогут сделать поездку комфортной и в автомобилях более низкого ценового класса. О них рассказал старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- До последнего времени речь шла только об уклейке салона звукоизолирующими матами. Они призваны снижать шум за счет изоляции определенных зон кузова. Сейчас появилось более эффективное средство - мастика, которая после напыления ее на различные детали кузова не просто изолирует от шума, а поглощает вибрационные волны, исходящие от различных источников. Будь это шумы, генерируемые в окружающей среде или от работы различных агрегатов машины (прежде всего - двигателя), от конструкции кузова в целом и его панелей в частности, или от источников шума в районе колесных арок. Звуковая волна встречается с вязкой структурой материала, вызывая обратимые перемещения его слоев. Это создает разное сопротивление звуковым волнам, в результате чего колебания запираются в структуре материала.

Обычно используют распыляемый противошумный материал Noxudol 3100 на водной основе, производимый в Швеции. Его свойства оценивали специалисты в Стокгольме, а также российского «АвтоВАЗа» и МГУ. Испытывали не «на глазок», а применяя измерительные приборы. Исследования показали, что в сравнении с эффективностью звукоизолирующих материалов шумопоглощающая мастика снижает уровень шума еще на 50%. Разница составляет 3,5-4,5 децибела. С таким уровнем звука работает холодильник. Сегодня уже появились и более эффективные материалы. Утверждают, что после их нанесения водитель перестает слышать цокот шипов, зато начинает различать шум набегающего воздушного потока. Причем, если раньше этот шум приходил при скорости 115-120 км/ч, то теперь при 130-140 км/ч. Крышка багажника будет закрываться с мягким звуком, да и закрытие дверей вызывает ощущение автомобиля более высокого класса. На «АвтоВАЗе» пришли к выводу, что шведскую мастику, хотя она и готовилась для европейского автопарка, смело можно использовать для серийного автомобиля LADA.

Наносится эта мастика по технологической карте. Напыляют обычно на внутреннюю поверхность капота, дверей, днища, крышки багажника и по аркам колес. Эту работу лучше делать специалистам. Выполняет ли ее кто-то в Костанае, мне неизвестно. Так что, если такая услуга каким-то СТО будет предоставлена, она наверняка найдет своего потребителя.