Японский инструмент

Консультации по кайдзен начинаются с объяснений, что есть истинные ценности для производства

Галина КАТКОВА

Чтобы наш бизне умел им пользоваться, государство готово платить

Инструмент называется кайдзен или стратегия непрерывного совершенствования. В последние пару лет эти слова стали звучать в среде казахстанских предпринимателей довольно часто. Настолько, что распространение идей кайдзен немного похоже на моду. Можно ли измерить эффект от обучения философии бережливости, как эта работа происходит на практике? На эти и другие вопросы «НГ» ответила бизнес-консультант ТОО «Бизнес-Adapt» Татьяна КУТОВАЯ.

- Татьяна, кроме того, что вы бизнес-консультант, вы еще именуетесь лин-практиком? Этот статус связан как-то с кайдзен?

- Да, лин - от английского слова lean, которое переводят как раз применительно к производству как бережливое, рачительное. Я обучалась у японских специалистов, у россиян, которые раньше начали пользоваться кайдзен, сдавала экзамены. Сейчас я сертифицированный лин-практик, являюсь экспертом по инструменту «управленческие технологии». На сегодняшний день в Казахстане таких экспертов всего 12-13 человек - данные размещены на сайте Национального инновационного фонда, в Костанайской области всего трое, двое - в Костанае и я - в Рудном.

- Кайдзен называют и философией бизнеса, и стратегией. Так что это?

- Концепция менеджмента,  то есть управления, основанная на стремлении  к снижению и устранению всех видов потерь. Ну а если концепция, то уж она включает свою философию, свои принципы и так далее.

- Если предприниматель думает о развитии бизнеса, то он, по-моему, естественно старается производить больше продукции с меньшими затратами, экономить. Чему именно здесь специально надо учить?

- Вопрос - на чем собирается экономить. У нас, как правило, начинают экономить на сырье, на зарплате сотрудников, проще всего «попилить» крупные статьи расходов. Главное обоснование: все так поступают и я сделаю. Ну разбавлю я соей колбасный фарш еще немножко. Спрос снизился? Акцию проведу, то есть сконцентрируюсь на удешевлении сырья и продвижении продукта... И мало кто задумывается о том, что надо пытаться снижать издержки за счет технологии, оптимизации производственного процесса.

- И консультант, который и не пекарь, и не колбасник, и не мебельщик, берется оптимизировать технологические процессы?

- Во-первых, инструменты бережливого производства - основные правила, этапы, подходы достаточно унифицированы, многое построено на статистическом учете, сборе информации, анализе. Унифицированы также методы решения проблем. Настолько, что в России, например, кайдзен начинают применять к оказанию государственных услуг, медицинских, что у нас было бы тоже очень здорово.

Во-вторых, когда мы начинаем работу на конкретном предприятии, безусловно, знакомимся с технологией - мы же делаем на стадии реализации проекта хронометражи, замеры на разных производственных этапах. И при всей унифицированности кайдзен предприятия-то индивидуальны.

- Татьяна, а с чего начинается консалтинг на тему бережливого производства? Может, на конкретных примерах что-то расскажете.

- Все начинается с объяснений, со знакомства с основополагающей системой ценностей кайдзен. Она ведь особенная. Само понятие «потери», например. Этим термином в бережливом производстве обозначаются все те действия в процессе производства, которые не создают ценностей для потребителя и за которые он, следовательно, не должен и не хочет платить. Это и хаотичное перемещение сырья, и сверхнормативное его хранение, и отсутствие стандартов, из-за чего постоянно приходится тратить время на переделку брака. Примеров - масса...

Кстати, все это объясняем мы очень много. Когда тебя сертифицируют как эксперта, ты берешь на себя обязательства в первую очередь продвигать идеи бережливого производства. Мы проводим большое количество семинаров по Казахстану. Тем более что кайдзен сегодня в фаворе у нашего государства. В программе «Производительность 2020» есть несколько направлений в модернизации предприятий, которые финансово поддерживаются государством. Так вот в разделе «Софинансирование затрат по внедрению современных управленческих технологий» есть и кайдзен. Причем доля софинансирования - самая высокая, до 70% затрат на разработку плана внедрения кайдзен на частных предприятиях берет на себя государство. Мы также сотрудничаем с международной компанией BAS, которая возмещает до 75 процентов затрат предпринимателей по внедрению «Бережливого производства».

Но продолжим о работе непосредственно на предприятиях. Она разная, зависит от поставленных задач. Иногда консультант нужен для того, чтобы обучить определенную группу работников и дать понятие, толчок к бережливому производству. Иногда мы глубоко ввязываемся в процесс. Но первый этап, этап объяснения всегда принципиально важен. Потому что все, а не только директор, должны понимать, ради чего идет совершенствование. Включенность всего персонала - важнейший элемент кайдзен. Дальше мы выстраиваем карту потоков: прослеживаем наглядно, где, что, каким образом прирастает к сырью, когда оно по ходу технологической цепочки превращается в товар. Намечаем проблемные участки, работаем в цехах, делаем замеры, разбираемся, например, почему на определенную технологическую операцию отведено именно столько времени. Часто, кстати, такие вещи вообще не стандартизированы. Вот сейчас мы работаем на предприятии, которое производит мебель. Фирма быстро выросла из маленького цеха, люди учатся постоянно, мы с ними и встретились на семинаре в Астане. Там точка приложения сил - увеличение коэффициента эффективности использования оборудования.  Мы с ними работаем уже три месяца.

- А конкретный результат, выраженный в повышении производительности труда, после внедрения кайдзен бывает?

- Конкретный результат - это как раз то, чего ждут от нас наши заказчики. На предприятиях снижается время на переналадку оборудования, уменьшается количество непредвиденных простоев оборудования. Предприятие перестает остро ощущать нехватку площадей как складских, так и производственных. Сотрудники показывают лучшие результаты труда без потери качества и с меньшими трудозатратами. При этом не стоит забывать, что, увидев первые результаты, сотрудники продолжают вносить предложения по улучшению самостоятельно. Недаром кайдзен - инструмент непрерывного совершенствования.

Мы когда учимся, сами участвуем в проектах. В Алматы, например, работали на предприятии, которое производит прохладительные напитки. Одна из технологических операций - переналадка. Производительность линии - 36 000 бутылок в час, переналадка, когда линию останавливают для изменения производства формата бутылок, занимала 193 минуты. После того как мы отработали с этой операцией неделю (естественно, вместе с персоналом, руководством) она стала занимать 43 минуты. Это было в октябре. Мы приехали в следующий раз и узнали, что на отдельных операциях временные затраты уменьшились с  30 минут до 12. То есть они сами дальше пошли. Недаром кайдзен - это инструмент непрерывного совершенствования. И эффект вполне можно просчитать.

Семинар

12 апреля программа BAS Европейского банка реконструкции и развития в Казахстане, Казахстанско-Японский центр развития человеческих ресурсов совместно с АСПреДКО приглашают руководителей предприятий на семинар-конференцию «Кайдзен/Бережливое производство: как работать не больше, а лучше». Участие бесплатное. На семинаре выступят опытные сертифицированные консультанты, будут озвучены результаты консалтинговых проектов. Запланировано участие японских специалистов.

Фото предоставлено ТОО «Бизнес-Adapt»