«Помогая социалке, бизнес помогает себе»

Нуралы Садуакасов: «Думаю, большинство предпринимателей готово посильно помогать»

Галина КАТКОВА

Аким Костанайской области обозначает свою позицию по проблемам государственно-частного партнерства

Нуралы Садуакасов сразу после выхода в «НГ» за 15 марта материалов «А спонсоры теперь - в суде!» и «Еще и ударить по руке дающего» сообщил, что готов к открытой полемике о социальной ответственности бизнеса. Мы получили комментарии главы области - и по конкретному случаю в Федоровском районе, когда крестьяне, не выполнив условия договоров, дополняющих меморандумы, попали под суд, и в целом -  по государственно-частному партнерству на селе. Аким начал с главного: почему местная исполнительная власть считает, что бизнес должен ей помогать сверх налоговых отчислений.

«Накопилось слишком много проблем»

- Государство существует 20 лет. В условиях более или менее стабильных - около десяти. Только в эти годы мы стали говорить о развитии, динамике. После развала СССР наши города, села пришли в упадок, особенно с точки зрения инфраструктуры. В ходе так называемой оптимизации разобрали многие дома культуры, амбулатории, детсады. Постепенно государство начало выделять деньги и решать многие вопросы. Но проблем накопилось столько, что если ждать, пока оно все их снимет, может, еще одно десятилетие понадобится.

Проводя определенную политику в отношении сельского хозяйства, государство изначально сделало упор на экономическое реформирование, чтобы прежде всего на земле появился собственник. Он у нас долго рождался. Когда-то в области было всего 216 сельскохозяйственных предприятий. Потом стало 10 000 частников. Рынок внес коррективы, теперь у нас около 6 000 сельхозтоваропроизводителей. Прошли глубочайшие и очень непростые реформы, которые по большей части плачевно отразились на сельской социальной сфере.

Каким образом решать все вопросы в ней? Государством за последние 8 лет в сельское хозяйство, развитие сельских территорий вложено около 28  млрд тенге, а необходимы сотни миллиардов, чтобы восстановить водоснабжение, провести газификацию, реанимировать детсады. И сегодня в области половина школ отремонтирована, все районные больницы, какая-то часть дорог.

При этом сельский бизнес с момента своего рождения и до сих пор имеет льготное налогообложение, платит единый земельный налог. АПК дает всего 3% от общих налоговых поступлений в бюджет области.

Думаю, прежде всего с учетом этого предприниматели должны бы осознавать необходимость какой-то дополнительной помощи от них.

Есть и другие соображения. Вот характерный пример. Недавно мы подписали меморандум с группой ENRC, которая построит в Рудном детский сад, 300 млн тенге готова дать на коммуникации, будет содержать хоккейную команду. Безусловно, речь идет о крупнейшей компании, которая имеет в Рудном 18 тысяч работающих, плюс 6 тысяч человек заняты на ее подрядах. Но здесь главное в другом - в ENRC понимают, что если в городе сегодня, сейчас не решить проблемы с местами в детсадах и подобные им, могут начаться проблемы с кадрами.

То же самое с сельским бизнесом. Решая проблемы социальные, в любом случае косвенно они решают и проблемы своего производства. Почему? Потому что сегодня на селе кадров не хватает. А чтобы удержать грамотные, профессиональные кадры, нужно создавать для них и в глубинке нормальные человеческие условия. Опыт таких хозяйств, как ТОО им. Карла Маркса, «Алтынсарино», «Карабатыр», агрофирмы «Диевская» это доказывает.

Но здесь что еще важно: меньше проблем в социальной сфере там, где на территории есть доминирующее предприятие, один хозяин. Гораздо хуже ситуация там, где бизнес делает множество КХ, каждое из которых занято своими проблемами. Исторически сложилось так, что в области такая «мелкособственническая» среда превалирует в Федоровском районе. Когда-то первыми этап капитализации прошли именно федоровчане. И самыми первыми пустили под откос социалку. Райцентр выглядел одним из худших в области. В селах, если не говорить о крупных предприятиях, практически перестала функционировать любая социалка. И много лет предприниматели привычно игнорировали эти моменты.

Если оценивать ту работу, которую там провел Кайрат Жумашович (аким Федоровского района Кайрат Ахметов - «НГ»)...  Я в прошлом году объезжал хозяйства района, был на Дне работников сельского хозяйства и убедился: люди поверили, что их деньги, перечисленные в общественные фонды, не пропадают зря. Крестьяне с гордостью показывали восстановленные объекты, говорили, что Ахметов их разбудил, заставил повернуться лицом к этим проблемам.

«Не надо было доводить до суда»

- Судя по Новошумному, не все в восторге от того, как действует местная власть.

- Никто не застрахован от ошибок, тем более когда выверяются схемы взаимодействия, чтобы они были и эффективными, и законными. На мой взгляд, создание общественных советов социально-экономического развития сел - это перспективно. Но возможны и другие формы. Конкретно по Новошумному. Там речь идет о государственно-частном партнерстве - решили отремонтировать здание под детский сад, 12 млн тенге на это давал бюджет, более 9 млн - привлеченных средств. Предприниматели, подписав меморандумы, а затем и договоры поручительства, тем самым сказали «да». Потом не доплатили 4,7 млн тенге и «подставили» своего акима, председателя общественного совета села. Потому что те наняли подрядчиков, которые требуют оплаты за свою работу...

Но однозначно - я это уже и акиму района сказал - нельзя было подавать на них в суд. Вот именно сейчас по ситуации - нельзя. Это та ложка дегтя, которая хорошее начинание может загубить на корню. Сейчас же многие с позиции ничегонеделания, со стороны наблюдают, во что это выльется.

Надо было искать выход, приходить к компромиссу. Силу надо было проявить.

- Это как же?

- А обойтись в данной ситуации без их денег, найти по району. Может, людям станет неудобно...

- Нуралы Мустафинович, мы встречались с этими предпринимателями. Ни один из них не сказал, что он принципиально не хочет помогать селу. Они и помогают. Школе, например. Отчасти поэтому суда никто не ожидал. А кроме того, конфликт немного в другой плоскости - как раз между ними и общественным советом, местным акимом. И непонимание таково, что когда глава КХ Николай Богданов предложил на суде заключить мировое соглашение, вторая сторона его  отвергла. То есть сама федоровская схема партнерства бизнеса и власти не сработала.

- Схемы бывают разные. Я как раз - за максимально гибкий подход к вариантам взаимодействия.

«Есть десятки форм сотрудничества»

- К вопросу о гибком подходе. Почему одни и те же суммы «забиваются» в меморандумы? Со всех, без учета «весовой категории» - ТОО или КХ - по 1000 тенге с гектара.

 - Я же сказал, что, возможно, не все еще в районе четко проработано. Хотя мы все это уже «проходили» и обкатали, когда, например, решали вопросы по сдаче зерна Продкорпорации в 2007 -2008 годах. Тогда же не брали со всех одинаково. Исходили из финансового положения предпринимателей, из урожайности. В данной ситуации уместен тот же подход. Если год сложный, как 2010-й, надо действительно на меньшие объемы замахиваться.  А может, на какой-то год вообще не подписывать меморандумы или оговаривать в них случаи неурожая, другого форс-мажора, возможности пролонгировать договоры. Вообще надо договариваться предметно и заинтересованно. Прикинуть, например, а может вообще не нанимать подрядчиков, может на территории сельского округа есть предприятие, которое имеет строительный участок, или люди, способные выполнить эти работы. Форм сотрудничества десятки, надо гибко к этому подходить.

- Значит, именно договариваться, без давления? Вы сами были акимом двух районов, Костаная, в областном акимате несколько лет курировали вопросы развития сельского хозяйства... Вы верите в то, что нельзя заставить подписать меморандумы?

- Сегодня гораздо больше шансов у крестьян не заключить меморандум, нежели у акима рычагов давления, чтобы заставить их подписать. Что сегодня есть у акима района, чтобы, как вы говорите, надавить. Землю отобрать? Нет. Приведите примеры, если не так. Поддержка финансовых институтов - вопросы решает не аким. Взять кредиты «КазАгрофинанса», Аграрной кредитной корпорации, вы уж точно можете без него. По Продкорпорации вопросы решает не аким единолично, существует совет. У акимов здесь были некоторые неверные поползновения, мы их пресекали на областном уровне.

Но вот по получению кредитов Продкорпорации что хочу сказать: если на протяжении многих лет предприниматель не участвует в формировании стабилизационного фонда, сдаче зерна государству, почему ему должны через Продкорпорацию доставаться кредиты на равных с остальными? Однако это не имеет отношения к социальной ответственности бизнеса.

Есть еще кредиты через СПК под гарантию акима области. Может, о них вам говорили крестьяне? Я допускаю, что в этой работе могут быть погрешности, потому что она направлена на 6000 товаропроизводителей. Но если на местах кто-то пытается вести себя как божок в отношении предпринимателей, то мы поправляем.

Одним словом, я надеюсь, уверен, что большая часть предпринимателей понимает смысл  государственно-частного партнерства сегодня и необходимость оказания посильной помощи. Со своей стороны исполнительная власть должна и будет делать все, чтобы это взаимодействие осуществлялось в правовых рамках, без конфликтов.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА