Не течет, но исчезает

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz

Причины перерасхода охлаждающей жидкости

Хроническое подтекание охлаждающей жидкости в автомобиле - явление достаточно распространенное, заметить его вовремя несложно. Но как быть в тех случаях, когда маслянистых пятен под двигателем на месте стоянки машины не остается, а уровень жидкости в расширительном бачке постоянно снижается? Совет дает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Охлаждающая жидкость имеет естественное свойство испаряться, но этот процесс идет настолько медленно, что доливать ее при нормальной работе системы охлаждения двигателя приходится очень редко. Но если вы заметили, что динамика расхода жидкости другая, есть повод заняться проверкой. В противном случае возможны крупные неприятности.

Прежде всего посмотрите, нет ли следов жидкости под двигателем на стоянке. Если они есть, значит нарушена внешняя герметичность системы охлаждения. Это возможно на патрубках, на водяном насосе или радиаторе системы охлаждения. После чего осмотрите все моторное пространство. По следам жидкости можно определить место неисправности.

Сложнее обнаружить подтекание в труднодоступных местах. Особенно, когда течь незначительна. Выходящая жидкость испаряется и на корпусе двигателя следов не остается. В таких случаях специалисты с помощью определенных приспособлений повышают давление жидкости в рубашке охлаждения двигателя (не более 1 атм) и смотрят, где жидкость вытекает.

Подтекание может быть в патрубках. В зимнее время из-за низких температур они сжимаются и место крепления ослабевает. В таком случае достаточно подтянуть хомуты. Либо заменить их на новые, но такие, которые патрубки не режут. Иногда возникает необходимость обновить и патрубки. Их изготавливают из синтетических материалов, которые после длительной эксплуатации теряют нужную степень эластичности.

Бывает, что трещина образовалась в расширительном бачке или радиаторе. И то, и другое лучше поменять. Раньше радиаторы паяли, сейчас они имеют такую конструкцию, что их ремонт не дает достаточной надежности, и через некоторое время его все равно придется заменить. Только в этом случае вы истратите деньги и на ремонт, и на покупку нового радиатора.

Сложнее определить неисправность при утечке жидкости внутри двигателя. Такой вариант возможен при нарушении герметичности прокладки между головкой и блоком цилиндра. Охлаждающая жидкость в таком случае может попасть в масляную систему, после чего масло теряет свои свойства, что приводит к разрушению вкладышей подшипников скольжения. Это заметно по щупу замера уровня масла. На нем будет видна эмульсия беловатого цвета. Может случиться и так, что повысится уровень масла.

Другой вариант - жидкость попадает в цилиндр. При этом дым из выхлопной трубы у прогретого двигателя имеет парообразный вид. Остается только найти причину попадания жидкости в цилиндр. Дело в том, что она может быть разная. Одна из причин - прогорание стального уплотнителя цилиндра и головки. Так бывает из-за плохого ремонта двигателя, использования некачественной прокладки или перегрева. В цилиндре жидкость сгорает вместе с топливной смесью, отсюда и парообразный дым из выхлопной. Но я повторяю: речь идет о прогретом двигателе. Другая причина - трещина в головке цилиндра. Ее обнаружить трудно даже специалисту. Для этого существуют специальные методики и оборудование.

Бывают и другие варианты. В результате прогорания прокладки или образования трещины охлаждающая жидкость под давлением в цилиндрах  может также выдавливаться через выпускной клапан крышки радиатора.

Чтобы вовремя обнаружить все эти неисправности, уровень моторного масла и охлаждающей жидкости нужно смотреть регулярно.