Реалити-шоу с «медвежьим» шиком

Мерил Стрип получила премию за достижения в кинокарьере

ovideo.ru, rinomanka.ru

Лучшей актрисой 62-го Берлинского кинофестиваля стала 14-летняя девочка

А «Золотого медведя», главный приз Берлинале, жюри под председательством английского режиссера Майка Ли присудило фильму Паоло и Витторио Тавиани «Цезарь должен умереть». Это остроумная и милосердно короткая (всего 76 минут) история о том, как реальные мафиози, бандиты и убийцы ставят в тюремном театре шекспировского Юлия Цезаря. После съемок актеры расходились по камерам. Ведь они отбывали или отбывают наказание в одной из тюрем Рима.

Без неожиданностей

Вторая по значению награда, Гран-при жюри, досталась молодому венгерскому режиссеру Бенедеку Флигауфу.  Его фильм «Просто ветер» рассказывает о расправах над цыганским этническим меньшинством.

Любимец немецкой публики и критики Кристиан Петцольд, один из лидеров так называемой Берлинской школы, довольствовался призом за лучшую режиссуру. Его «Барбара» представляет собой скромный, но практически безупречно скроенный драматический триллер из восточно-германского прошлого.

Специальный приз жюри отошел фильму «Сестра» швейцарского режиссера Урсулы Майер.

Кроме того, совсем юная дебютантка Рэйчел Мванза получила «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль («Мятежница»). Также жюри отметило китайскую «Долину белого оленя» за операторскую работу и португальское «Табу» - за новаторский киноязык. Режиссер «Табу» Мигель Гомеш - экс-кинокритик - пошутил на церемонии, что уж никак не рассчитывал получить награду за новаторство, ведь он сделал «старомодное кино».

Единственной неожиданностью стало присуждение сразу двух «Серебряных медведей» рядовой датской костюмной драме «Королевский роман» (за сценарий и лучшую мужскую роль). В остальном список отмеченных картин не вызывает вопросов.

Семейная драма Билли Боба Торнтона «Машина Джейн Мэнсфилд», спродюсированная россиянином Александром Роднянским, осталась без наград, однако, как отметил продюсер, на кинорынке фильм вызвал существенный интерес.

Рэйчел Мванза - серебро за лучшую женскую роль в совсем неженском возрасте

В отличие от Каннского

Берлинский международный кинофестиваль (нем. Internationale Filmfestspiele Berlin, Берлинале) - ежегодный, проводится с 1951 года в Германии. Основной приз - «Золотой медведь» (медведь - геральдический символ Берлина). В отличие от Каннского фестиваля Берлинале ориентирован на прогрессивный геополитический кинематограф. Жюри уделяет особое внимание тому, чтобы в фестивальной программе были представлены фильмы со всего мира, в том числе фильмы стран бывшего Восточного блока.

Интересно, что и учредителями его стали союзники по Второй мировой войне - США, Великобритания и Франция, под чьим управлением после войны находился Западный Берлин. В первый год существования этого кинофестиваля премии вручало немецкое жюри, а в 1952 - 1955 гг. проводились опросы публики и голосование в иностранных журналах. Победители определялись по категориям «лучший мюзикл», «лучшая драма», «лучший приключенческий фильм» и «лучшая комедия».

С 1956 года решение о присуждении наград принимает международное жюри. Главным призом фестиваля является «Золотой медведь», присуждаемый за лучший фильм. «Серебряный медведь» присуждается в следующих номинациях: «лучший режиссер», «лучший актер», «лучшая актриса», «лучшая музыка» и приз за выдающиеся достижения в области искусства. Премией Альфреда Бауэра отмечаются картины, «открывающие новые пути в киноискусстве». На «Берлинале-2006» впервые был вручен приз за лучший фильм-дебют.

В 1956 году Берлинале получил официальный статус международного кинофестиваля. В конкурсной программе участвуют художественные полнометражные и короткометражные фильмы, созданные в течение 12 месяцев до начала фестиваля и не демонстрировавшиеся на других фестивалях.

В рамках Берлинского киносмотра помимо конкурсной программы работают секции «Международный форум молодого кино», «Панорама», фестиваль фильмов для детей, а также европейский кинорынок.

Венгерский режиссер Бенедек Флигауф взял серебро за фильм о расправе над цыганами

В Берлине в наибольшей мере, чем на других фестивалях, представлены фильмы категории «не для всех» - так называемое «интеллектуальное кино». Фильмы Ингмара Бергмана, Микеланджело Антониони, режиссеров французской «новой волны» - Жан-Люка Годара, Клода Шаброля - имели в разные годы большой успех на Берлинском кинофестивале.

Шекспир и соавторы

Картина «Цезарь должен умереть» изначально фигурировала в лидерах критических рейтингов и считалась наиболее вероятным кандидатом на победу.

«Золотой медведь» у братьев Тавиани - один на двоих

Это наполовину документальная, наполовину художественная драма итальянских мэтров.  Она соединяет прошлое и настоящее в особом ключе. Осужденные за убийства и наркоторговлю мафиози ставят в тюрьме пьесу Шекспира «Юлий Цезарь», разбавляя классические реплики своими замечаниями и наблюдениями. Это потрясающая работа. В кадре - живые и выразительные лица, которые не найдет ни один директор по кастингу, играют непрофессиональные актеры на разрыв аорты, каждый говорит на своем родном диалекте и периодически вздыхает: «А вот этот ваш Шекспир, он точно писал про Рим? Такое ощущение, что про мой Неаполь».

Анджелина на тропе войны

Режиссер-дебютант Анджелина Джоли в новом амплуа появляется на всех мыслимых фестивалях, но.... Фильм «В краю крови и меда», снятый по ее собственному сценарию, - это даже не столько кино, сколько продолжение гуманитарной миссии актрисы. Действие происходит в 90-е во время войны на Балканах. Боснийская художница-мусульманка, еще до конфликта влюбившаяся в полицейского из Сербии, встречается с ним в созданном сербами лагере, где содержатся захваченные в плен женщины из Боснии. Он объявляет ее своей собственностью и скрывает их роман даже от отца - похожего на Тараса Бульбу крепкого старика, убежденного в том, что во всех бедах Сербии виноваты мусульмане.

Джоли изо всех сил пытается изображать достоверность. В главных ролях заняты актеры из бывшей Югославии (играют они замечательно), фильм снят в двух версиях - на английском и на сербском, съемки проходили в Боснии. Однако эти усилия делают результат еще более претенциозным и неубедительным.

Голливудская звезда, ни разу в жизни не бывавшая на настоящей войне, откровенно смакует ее экранные подробности: изнасилования, массовые расстрелы, использование заложников в качестве живого щита, убийство младенца с последующим разглядыванием детского трупика на асфальте. И никакого баланса сторон. Все преступления в фильме совершают сербы, белокурый главный герой с прозрачными голубыми глазами похож на нациста из «Списка Шиндлера», боснийцы же выведены кучкой благородных и бесстрашных робин гудов.

Реальный взгляд режиссера на вещи просвечивает в бытовых сценах. В самой выдающейся из них сестра героини, подергав ручку крана на кухне, сползает на пол с воплем: «Они отключили нам воду и электричество! Как мы будем дальше жить?!»

Однако в следующий раз Джоли представит свой фильм как раз на земле «крови и меда». Вероятно, уж там триумф ей обеспечен.

Шутка от финна

На Берлинале состоялась премьера фильма «Железное небо», главными героями которого являются нацисты на Луне. Научно-фантастическая комедия стала самой обсуждаемой лентой на кинофестивале. В фильме совместного производства Германии, Финляндии и Австралии рассказывается о нацистах, которые после окончания Второй мировой войны сбежали на Луну и там начали планировать новое нашествие на Землю.

Актеры фильма "Железное небо" на Берлинаре

Действие происходит в 2018 году, когда нацистский солдат случайно сталкивается с американским астронавтом. Авторы ленты использовали известную теорию о том, что во время Второй мировой войны нацисты якобы успешно развивали программу создания летающих тарелок.

Некоторые иностранные репортеры заключили, что успех этой ленты в Берлине свидетельствует о том, что жители Германии, наконец, научились смеяться над своим нацистским прошлым. Но сами немцы - кинокритики, журналисты - в оценках были куда осторожнее.

Режиссер «Железного неба» Тимо Вуоренсола настроен по отношению к фильму довольно критично и называет его «глупой шуткой».

На дорожке в феврале

Интересно, что когда-то, до 1978 года, Берлинале проводился летом, но потом стал проводиться в феврале. Поэтому красная дорожка в 2012 году стала зрелищем в равной степени прекрасным и пугающим. За невысокой стенкой с эмблемой «золотого медведя», главного фестивального символа, стояла толпа фотографов и операторов в толстых пуховиках, шарфах, меховых ушанках. Обычно к середине февраля в столицу Германии уже приходит весна, но в этом году столбик термометра не поднялся даже до нуля, а весь город был завален снегом. И вот перед группой экипированных будто для работы на полярной станции людей позировали воздушные создания в тонких вечерних платьях, с голыми ногами и плечами, у которых при каждом выдохе изо рта шел пар. Картина душераздирающая.

Фото www.pravda.ru