«Я все делаю легко и безответственно»

Сергею Шакурову никто не дает его почтенного возраста

Nv.am, nevizv.ru

Сергей Шакуров уверен: его жизнь никогда не определяло, «какой царь на дворе»

С начала этого года Шакурову - 70. Он проплывает километр за 24 минуты и может сделать колесо. Легкий на подъем, веселый и подтянутый человек. Опять же жена на 30 лет моложе. Шакуров не молодится и остается самим собой при любых обстоятельствах. И говорит правду. Интервью с актером красноречиво подтверждают его позицию.

«Ни хрена в стране не изменилось»

- Праздновать день рождения неинтересно стало лет с тридцати пяти. После 35 у меня как тумблер: «бум» - и годы вжинь, вжинь... И я испугался. Стоп, стоп, притормози - прямо как по Высоцкому: чуть помедленнее... И начал бояться своих улетов. Нет, серьезно: мы не понимаем и не умеем владеть временем. Только что, кажется, был полтинник, и праздновал, как сейчас помню, в Художественном (я тогда с собакой на сцену выходил), а тут... бац - 70. В молодости 70-летних я видел какими-то старыми, горбатыми, хромыми, волосы из ушей торчат, покашливают, попукивают... Марат, сын,  не знает, что мне 70. Он думает, что мне 46 или даже 43. Я даже не знаю, как ему теперь сказать.

- Достигнув зрелого, полного расцвета и сил 46-летнего возраста,  что думаете о жизни?

- Если говорить о жизни творческого человека, то могу сказать: к сожалению, почти за пятьдесят лет, что я на сцене, ничего не изменилось. Как были артисты нищие, так ими и остались. И это меня сильно печалит.

- Это говорит хорошо зарабатывающий, востребованный актер?

- Я - это я, но в своем большинстве это нищие люди. У меня в кино больше 100 ролей, и у моих товарищей - больше 100 великолепных ролей. И что? Давай по-другому рассуждать: почему у чиновников великолепные виллы? Все Подмосковье в виллах. И недвижимость за рубежом покупают. Откуда? Почему? Воровать артисты не умеют - у нас такая работа, и мы так устроены - не воруем. Вот про что я говорю - ничего не изменилось. На сегодняшний день - катастрофа в стране. Хозяин должен сказать: «Мне ничего не надо». И чтобы все это видели.

Я не из нытиков, я абсолютно позитивный парень, люблю радоваться жизни и радуюсь, и умею это делать, несмотря ни на что. Я никому не завидую, у меня это чувство напрочь отсутствует. И мне не нужно больше того, что мне нужно. Но, глядя чуть со стороны, я понимаю, что ни хрена в стране не изменилось, только все хуже и хуже становится. Кто ворует - живет все лучше, кто не ворует - живет все хуже. А эти сволочи, которые распределяют, живут дай бог... чего там говорить? Глупо говорить - у меня не сложилось. Нет, все сложилось. Но сложилось, как это ни странно, случайно.

В самодеятельности валял дурака, чтобы не ходить в школу, в театральный попал - случай, потому что за руку привели. Ладно, закончил. В Театр на Малой Бронной к Гончарову попал - случай, а тут - повестка в армию. Бронная на гастролях в Риге, выручить некому, и вдруг из Театра армии звонят: «Не хотите ли у нас служить?» Конечно, там такой же театр. Раскрутилась неимоверная дружба с Леонидом Хейфицем, которая чудовищно закончилась. Вместе ушли: его уволили, я пошел за ним.

«Мне, Шакурову, не подходит»

- Вы сыграли многое и многих… У вас была, наверно, самая маленькая в нашем кино роль. Механик Гаврилов из замечательной картины Петра Тодоровского «Любимая женщина механика Гаврилова».

- Да, роль мне тяжело далась. Ведь что было написано в сценарии у Бодрова-старшего? Там было так - к фотоателье подъезжает «скорая помощь», оттуда на инвалидной коляске вывозят Гаврилова с загипсованной ногой, рукой, перевязанной башкой, и санитары везут его к ателье, где стоит Рита (Гурченко). И все, конец. Мне это не понравилось, но я согласился. Группа улетела в Одессу, и через два месяца мне позвонили, что будем снимать финал. Решил, что поговорю с режиссером, может, что-то придумаем. Но мне нужна поддержка. Позвонил Люсе, и выяснилось, что ей тоже финал не нравится, но что делать - оба не знаем. Когда я зацикливаюсь на своей интуиции, я должен найти выход - это как в шахматах: ты в патовой ситуации и надо найти ход, который тебя выведет из проигрыша.

Одним словом - утро. Собираемся на съемку. Троллейбусный круг, толпа, оцепление. Петя приехал. «Петь, мне финал не очень». «Как не очень, ты же согласился». «Ну мне, Шакурову, он не очень подходит». А уже «скорая» стоит, милиция, люди бегают за автографами. Я прошу его что-то придумать, и, короче, я начал сам себя заводить. А у актеров, и у меня тоже, есть такое качество: когда сам себя заводишь, то лава, что тебя не устраивала, она выплескивается. Костюмерша дает костюм - замечательно сшитую тройку, и я даже не мозгами понимаю, что если начнут снимать, я окажусь в ж... Я накопил негатив, а позитива нет.

Я срываю свой пиджак, ногой на рукав наступил, бац, оторвал. «Петь, - говорю Тодоровскому, - давай уберем «скорую», пусть меня на «воронке» привезут». - «Где я милицию тебе возьму, у меня только санитары». - «Да я возьму милиционеров, вон они в оцеплении стоят, отрепетирую, слов же нет». Короче, через 20 минут приехал «ГАЗик», я взял настоящих милиционеров, начал с ними репетировать, а они боятся хватать меня. «Держи крепче, сволочь, - кричу ему, - сейчас снимать будем». Мотор - и бац, сняли. А дальше Петя придумал мой ход к окну, ее реакцию, и все пошло. И титры... Все. Случай.

- А с ролью Брежнева в сериале «Генсек» - тоже случай?

- Конечно. Вызвал меня Снежкин пробоваться на Чазова. Я оделся, загримировался, отснялся. «Ну что, до встречи?» - спрашивает Снежкин. «Нет, я сниматься не буду, мне это неинтересно». Уехал. На фиг мне этот Брежнев был нужен - и в голове не стоял. А они около 20 человек уже попробовали. Проходит две недели, артиста найти не могут. Подробностей не знаю, но через две недели режиссер позвонил: «Сереж, приезжай пробоваться на главную роль». И у меня тумблер - бац, ну, думаю, я вам вставлю. Я не был загружен, не грыз ногти: «Хочу сыграть Брежнева». Я все делаю легко, просто и безответственно. Гениальное выражение у Питера Брука, если не ошибаюсь: «В каждом серьезном деле должна присутствовать безответственность». В творчестве, да и по жизни тоже.

«Нормальный был мужик»

- А собственное отношение к тому времени у вас есть?

- Я совершенно вне политики, и мне наплевать, кто там у руля.

- Атмосфера в стране вам тоже безразлична?

– Я никогда не состоял ни в партии, ни в комсомоле. Занимаюсь своим делом, которым владею в совершенстве и которое очень хорошо понимаю. Как, может быть, никто.

- Кажется, от скромности не страдаете...

- Нет. Я много чего сыграл на своем веку, включая Сирано и Гамлета, и знаю себе цену.

- Что вы думаете о своем герое Брежневе?

- Нормальный был мужик, в последние годы жизни - глубоко несчастный. Никому не дарил острова и территории, как Никита Сергеевич.

- Интересно, а если бы вам довелось сыграть Гитлера и вас бы спросили, что это был за человек, вы бы тоже ответили: «Нормальный был мужик. К мясу не прикасался. Любил детей и собак. Был очень несчастен в последний год жизни, когда у него отняли самое дорогое, что у него было, - Германию»?

– Не знаю. Гитлер - это нечто от меня далекое. А вот Ельцина и Горбачева я бы сделал с удовольствием. Тот и другой психологически очень интересны, особенно Горбачев. Ельцин попроще и больше на поверхности, а Горбачев спрятан. Нужен только сильный драматургический материал и хороший режиссер.

- Что думаете о гражданской позиции творческого человека, актера, особенно в свете последних событий?

- В силу профессии мне по фигу, какой царь на дворе. Так сложилось: я при Хрущеве работал, потом Брежнев был, потом... И как-то мою жизнь не крючило, политический климат в стране на меня, как на Шакурова, не влияет. Я не бегал к Белому дому - это не настоящая игра. Настоящая та, с которой я выхожу на сцену, а бронетранспортеры у Белого дома - это цирк, я к этому привык еще со сталинских времен. Я не верю во все это.

- А  коллеги скажут: «Мы были на Болотной и на Сахарова и знаем, зачем туда ходили».

- А я им на это скажу: «Ду-ра-ки». Под танки ложиться не надо: приходит один кукловод, потом другой без царя в голове - это для меня розыгрыш, плохой цирк, плохой театр. А я знаю хороший театр.

Арбатский татарин

С юбилеем Шакурова поздравляли один премьер и два президента: Путин, Медведев и глава Татарстана Рустам Минниханов. Не зря же москвич Шакуров называет себя «арбатским татарином».

- Татары - великая нация. Люблю Татарстан как место, где родился мой отец. Я стараюсь откликаться на любые приглашения поучаствовать в мероприятиях, если ко мне обращаются от имени руководства Татарстана, - сказал в одном из интервью артист.

Шакуров - театральный актер, таковым и остается. Кроме того, у него более 100 киноролей, в частности, в фильмах: «Был месяц май», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Сто дней после детства», «Сибириада», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Визит к Минотавру».

Всю жизнь увлекается спортом, мастер спорта по акробатике, был чемпионом Москвы. Для поддержания формы занимается теннисом и плаваньем.

Был дважды женат, сейчас - в гражданском браке женат. Имеет троих детей, старшему сыну 40 лет, младшему - восьмой год.

Фото www.telesem.ru