Не откладывая на лучшие времена

В Костанае главный финплан города на этот раз решили обсудить с участием общественности

Евгений ШИБАРШИН

Смогут ли местные бюджеты решить наболевшие проблемы?

В четверг, 8 декабря, сессия облмаслихата утвердила бюджет Костанайской области на 2012-2014 годы. Запланировано, что в следующем году местная казна получит доходов примерно на 93 539 млн тенге, а затратит на различные нужды около 92 884 млн. Это почти на 5 млрд тенге больше запланированного на 2011 год. Но хватит ли их на то, чтобы закрыть все бюджетные «дыры»?

Проблемы загоняются вглубь

Сразу отметим - не хватит. Аким Костанайской области Сергей КУЛАГИН, после того как депутаты единодушно проголосовали за главный финплан региона, сообщил, что при подготовке бюджета областные управления, а также городские и районные акимы предоставили ему заявки на общую сумму 9 млрд тенге. Однако свободных средств в распоряжении областного акима осталось лишь около 1,5 млрд.

Получается, что у городов и районов накопились проблемы, для решения которых нужны еще более 7 млрд тенге. Причем, как сообщила «НГ» начальник областного управления экономики и бюджетного планирования Галина КИСЛЕНКОВА, эти деньги в основном просили не для строек, которые обычно финансируются из республиканского или областного бюджета, а на текущие расходы, для которых средств бюджета городов и районов недостаточно.

«НГ» в течение года не раз писала о различных проблемах Костаная, которые нужно решать с помощью бюджетных вливаний. Например, о том, что общественный транспорт, перешедший в частные руки, постепенно умирает, не имея возможности содержать автобусный парк в технически исправном состоянии. В то же время городские власти взвалили на частников бремя льгот для проезда пенсионеров и детей. А тут еще и студенты просят снизить им плату за проезд. Но перевозчики на свои просьбы в акимат о выделении бюджетной компенсации за недополучение доходов в ответ слышат только отказ. Вначале объясняли отсутствием правового механизма выделения такого рода компенсации, но когда в других городах Казахстана эту проблему начали решать, обнажилась реальная причина: где взять деньги на эти цели? Ситуация такова, что городской акимат должен уменьшать расходы на другие нужды. Кто на это пойдет?

Остается одно - просить дополнительные средства из областного бюджета. Но там свои проблемы. Сергей Кулагин в упомянутом выступлении привел такие цифры: за несколько последних лет на ремонт школ и больниц в регионе израсходовано 40 млрд тенге. Из них около 9 млрд внесли хозяйствующие субъекты. То есть часть расходов по содержанию социальной сферы вновь берет на себя частный бизнес. И кто в такой ситуации осмелится просить у главы региона деньги на льготы для проезда пенсионеров?

Все бы ничего, дескать, пусть бизнес тоже думает о своей социальной ответственности, но дело в том, что у автобусников нет других источников получения доходов, кроме платы пассажиров за проезд. А в размере тарифа власти их тоже сдерживают. Получается так, что проблема не решается, а только загоняется вглубь.

Это лишь один пример, но таких «текущих» бюджетных расходов на сегодня по всему региону набралось аж на 7 млрд тенге, и откладывание их на «потом» будет постоянно «портить кровь» всем жителям.

Что делать?

Увы, на этот такой простой и привычный для нашего человека вопрос мы, как всегда, имеем очень сложный ответ.

Если говорить об экономическом потенциале Костанайской области, то он вроде бы позволяет жить лучше. По официальным данным, в 2011 году в государственную казну всех налоговых и неналоговых поступлений от нашего региона должно поступить 144 млрд тенге. А все расходы областного, городских и районных бюджетов в совокупности в уходящем году составят 115 млрд. Получается, что наша область экономически самодостаточна.

Понятно, что определенную сумму нужно отдавать республике - на содержание армии, органов управления страной, на другие нужды, без чего государство не может существовать. Но если бы и остальные регионы Казахстана тоже были самодостаточными, то вряд ли Костанайской области нужно было бы отчислять пятую часть от всех своих доходов. Сегодня же межбюджетные отношения таковы, что в местные бюджеты перечисляются лишь отдельные виды налогов и других поступлений. На 2011 год их запланировано около 38 млрд. Остальные 106 млрд уходят сразу в республиканский бюджет.

Часть из них возвращается обратно в виде целевых трансфертов. Конечно, чтобы не подорвать экономическую заинтересованность регионов, это распределение идет на основе учета определенных макроэкономических показателей. Тем не менее деньги не даются просто на усмотрение местных властей, а обязательно под какие-то конкретные проекты. Учитывая, что из 93 млрд доходов областного бюджета 2012 года почти 80 млрд составляют поступления целевых трансфертов, невольно приходишь к выводу, что взаимоотношения местных властей и правительства стали своеобразным полем битвы для акимата и различных ведомств. И там проявляется не только компетентность чиновников, но и другие их качества, которые с большой натяжкой можно отнести к деловым.

Аналогичная ситуация и внутри регионов. В Костанайской области экономически самодостаточными оказались только Костанай, Рудный и Лисаковск. Поэтому из их казны также делаются изъятия в областной бюджет. В 2012 году таковых запланировано около 8 млрд тенге. В то же время для подкрепления бюджетов районов и Аркалыка область выделяет субвенции на общую сумму более 18 млрд тенге.

Могут ли такие принципы формирования бюджета как-то стимулировать местные власти более активно заниматься расширением налогооблагаемой базы, чтобы латать бюджетные «дыры»? А что еще остается делать? Потому аким области постоянно и теребит своих подчиненных на предмет запуска инвестиционных проектов.

Кстати, в областном бюджете 2012 года для этих целей предусмотрены почти 11 млрд тенге, которые область получит в виде целевых трансфертов из республиканского бюджета. Эти средства выделены дополнительно к 52 млрд тенге, которые законом определены в качестве ежегодных субвенций Костанайской области на период 2011-2013 годов.

Решать вместе с народом

Всего же в следующем году республика для нашей области дополнительно перечислит субвенций на сумму 29 млрд 364 млн тенге. Список объектов, на которые эти деньги будут истрачены, большой. Составители проекта областного бюджета утверждают, что он подготовлен на основе тех предложений, которые поступали от городов и районов. Но что интересно, если его проанализировать, многие расходы связаны с решением либо застаревших проблем (ремонт дорог, систем водоснабжения и водоотведения и т. п.), либо последствий рыночных реформ (программа повышения трудовой занятости, обеспечение гарантированного объема медицинских услуг, социальная поддержка малоимущих). То есть одни вопросы власти не решали, откладывая их на лучшие времена, другие создали непродуманными преобразованиями. Теперь денег на решение этих проблем наверняка уйдет гораздо больше, чем было бы затрачено, если бы обратили внимание на них в свое время.

При такой системе межбюджетных отношений любая мелочь может дать дополнительный источник для улучшения условий жизни людей, который обеспечивается не личными доходами граждан, а усилиями местной власти. Казалось бы, что от того, если размер изъятий и субвенций сделать постоянным? Однако директор ТОО «Агрофирма «Алаш», депутат областного маслихата Насыр АЛАШБАЕВ, возглавляющий постоянную комиссию по бюджету, считает: поскольку их объемы теперь в течение трех лет меняться не будут, акимы и получат возможность оставлять на нужды местного бюджета средства, которые поступят в казну сверх суммы изъятия. Вопрос только в том, насколько весомы в масштабе района или города будут эти дополнительные деньги.

Есть и еще очень существенный источник. «НГ» неоднократно писала о фактах использования бюджетных средств на строительство объектов, которые у населения, мягко говоря, вызывают неоднозначную оценку. При утверждении областного бюджета 2012-2014 годов глава региона сообщил депутатам, что в Костанае задумано построить концертный зал, теннисный корт, есть планы и по продолжению реконструкции сквера в сторону городского акимата. Наверное, после реализации этих задумок город станет лучше. Но как быть с теми проблемами, на решение которых не хватило тех самых 8 млрд тенге? Или мы опять будем «напрягать» республиканский бюджет и местный бизнес? В то время как водопроводная система будет продолжать разрушаться, дворовые территории в микрорайонах оставаться полуразрушенными, поселки приходить в упадок, пойма Тобола и городские лога будут ждать очередного «зеленого» десанта студентов и школьников.

Взять, например, такую статью расходов, как «информационное пространство». В 2012 году в областном бюджете на нее запланировали потратить около 745 млн тенге (в 2011-м было примерно 637 млн). Неужели власть предполагает увеличить количество публикаций своих решений и постановлений в местных газетах на сумму более чем на 100 млн тенге? Вряд ли. Скорее, эти деньги пойдут на финансирование через госзаказ тех газет и телеканалов, которые не в состоянии зарабатывать самостоятельно. Или тех СМИ, которых не хотят поддерживать учредители, «продав» их таким образом на обслуживание нужд госаппарата. Выиграет ли от этого общество - большой вопрос.

Тогда почему бы эту тему, как и строительство вышеназванных объектов, не обсудить с населением? Наверняка власти услышали бы много предложений по более эффективному расходованию средств, которые приходят в регион таким витиеватым способом.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Структура основных затрат бюджета Костаная

Затраты (млрд тенге)

2011 год

2012 год*

Всего

16,825

19,426

На ремонт дорог

1,564

1,504

На содержание дорог (включая ямочный ремонт)

1,180

0,624

На благоустройство территории

0,707

0,383

На ремонт коммуникаций

1,453

2,620

* по проекту бюджета

Что можно сделать для экономии бюджетных средств?

Бексултан ТУТКУШЕВ, депутат сената Парламента РК в 1995-2008 гг.:

- У нас в Казахстане гиперцентрализованная бюджетная система. Отсюда все плюсы и минусы. Мировая практика говорит, что полезнее децентрализация. Взять, например, здравоохранение. Каждый регион по видам заболеваемости имеет свою специфику, которую знают местные руководители. А планирование расходов Минздрав зачастую производит без учета этой специфики. Отсюда идет или неосвоение выделенных средств, или их напрасная трата. Министерствам лучше заняться не распределением денег, а созданием нормальной правовой базы для функционирования медицинских учреждений. Мы проводили правовую экспертизу документов ведомства и обнаружили, что многие из них противоречат друг другу.

Искак ИСЕРГЕПОВ, депутат Верховного Совета РК двух созывов:

- У депутатов есть две функции: творить законы и доводить бюджетные средства по назначению. Что касается последнего, то наш Парламент его не выполняет. Отсюда и много случаев, когда бюджетные деньги транжирятся. На мой взгляд, для депутата не столь важно распределить деньги - этим занимается исполнительная власть - сколько проконтролировать эффективность их использования. Сколько у нас случаев, когда в области закупали медицинское оборудование, которое из-за отсутствия специалистов или по причине плохого качества простаивает до сих пор. Или, например, тратили бюджетные деньги на покупку компьютеров для школ, в которых не всегда бывает электричество.

Виктор ДЕЙНЕКА, председатель Северо-Казахстанского филиала Академии минеральных ресурсов РК:

- У нас как-то все запутано. Природопользователи платят в бюджет огромные деньги, но они уходят не на цели охраны природы, а по другому назначению. Поэтому на экологические программы все время денег не хватает. Дошли уже до того, что на уничтожение вредного производства на территории Казахстана просим деньги у иностранцев. Есть еще один источник для изыскания средств: почему на разработку проекта природоохранной зоны возле месторождения полезных ископаемых, которое начинают осваивать частные инвесторы, деньги выделяют из бюджета? Водный кодекс позволяет это делать за счет инвесторов. Вот вам и экономия.

Гульмира КАПЕНОВА, исполнительный директор Гражданского альянса Костанайской области:

- На мой вгляд, чтобы реально кто-то думал об экономии бюджетных средств, нужно создавать механизм общественного контроля. Граждане пока получают только голые цифры, по которым трудно судить о том, нужны эти траты или нет, можно было сэкономить или нет. Чем больше бюджет будет обсуждаться, тем он в большей степени будет адресным и лучше просчитанным. При этом будет повышаться и грамотность населения.

Александр ДУДИН, заместитель председателя постоянной комиссии по бюджету маслихата Костаная:

- Проект бюджета проходит через различные отделы акимата, где он достаточно хорошо просчитывается. Бывают случаи, когда часть средств не осваивается, но это не по причине экономии. Чаще бывает наоборот - ремонт или стройка заканчиваются, а денег не хватило: стройматериал подорожал и подрядчикам приходится выкручиваться. Что касается строительства объектов, которые кто-то считает менее важными, чем необходимость нести затраты на другие цели, то у нас ведь как получается: спортсменам нужны спортплощадки, работникам  культуры - концертные залы, образование нуждается в ремонте школ... И где тут найти золотую серединку? Вот акимы и берут этот выбор на себя.

Денег на ремонт водопроводов стали выделять больше, но их все равно не хватает.

Денег на ремонт водопроводов стали выделять больше, но их все равно не хватает.