Хрен на блюде

Тимур ГАФУРОВ

«Чего-то хотелось:
то ли Конституции,
то ли севрюжины с хреном,
то ли кого-то ободрать...»
М.Е.Салтыков-Щедрин,
«Культурные люди»

После того как наш Парламент принял поправки в Конституцию, а наш президент их подписал, очень многие в Казахстане наверняка хотели бы узнать ответ на один и тот же вопрос... Нет, не на тот вопрос, о котором вы подумали. Воспользуется ли первый президент Казахстана предоставленным ему правом избираться на свой пост неограниченное количество раз - это вообще не вопрос, а объективная реальность, которая, похоже, не зависит не только от граждан страны, но и от самого первого президента. Людей интересуют только имена двух депутатов Мажилиса, проголосовавших против поправок в Основной закон, а также фамилия ещё одного мажилисмена, который при голосовании воздержался.

В связи с этим остаётся только пожалеть, что вместе с возвращением императивного мандата, как инструмента партийной дисциплины в будущем Парламенте, в Конституцию не внесли поправку, запрещающую тайное голосование. Иначе каким образом парламентская фракция узнает, кто именно пошёл против линии партии. Пока же мы можем только догадываться, какие народные избранники свили гнездо инакомыслия в Мажилисе. Хотя с количеством этих противников дальнейшего продвижения Казахстана к демократии тоже не всё понятно. По  информации агентства Kazakhstan Today, в прошлую пятницу на совместном заседании палат Парламента за поправки проголосовали 36 депутатов Сената и 70 депутатов Мажилиса, кроме того, один мажилисмен воздержался и двое проголосовали «против». А вот как сообщает о том же событии другое агентство - Интерфакс-Казахстан:

За принятие поправок в Конституцию проголосовали все 39 сенаторов и 66 из присутствовавшего на заседании 71 депутата Мажилиса.

Тут мне что-то непонятно - по версии Kazakhstan Today на заседании присутствовали 73 мажилисмена (70 депутатов проголосовали «за»), по версии Интерфакс-Казахстан - 71 депутат Мажилиса (66 - «за»). То есть число инакомыслящих в этой палате Парламента колеблется от 3-х до 5-ти. Учитывая путаницу с количеством сенаторов, вообще становится страшно за результат подсчёта голосов в скором будущем, когда в Парламенте будут заседать уже не 116, а 154 депутата. А если такая неразбериха спустится ниже - в участковые избирательные комиссии?

Кстати, избиркомы - это как раз те структуры, от которых и зависит теперь судьба конституционных поправок. Начнут наказывать политические партии и кандидатов в президенты за использование административного ресурса - получится равная борьба, пройдут выборы без подозрений в фальсификации при подсчёте голосов - значит, и Парламент, и президент с полным правом будут считать себя легитимными. Поэтому формирование избирательных комиссий, которым занимались в пятницу депутаты  костанайского областного маслихата, по своему значению ничуть не уступает голосованию, которое состоялось в тот же день в Парламенте. И подвиг, который совершили в этот день партии «Адилет» и «Руханият», наверняка ещё неоднократно сыграет свою роль на любых выборах - и в маслихаты, и в Мажилис, и в президенты. Напомню, что после объединения пропрезидентских партий в один всеобщий «Нур-Отан», все члены «Асара», Гражданской и Аграрной партий вышли из состава избиркомов, «обескровив» их практически наполовину. Согласно Закону «О выборах» каждая политическая партия имеет право представить в каждую избирательную комиссию только одного кандидата. И вот что интересно - везде, где были кандидаты от оппозиционных «Настоящего «Ак Жола» и Коммунистической партии, в избиркомы попали представители партий «Адилет» и «Руханият». Таким образом, две небольшие и малозаметные ранее партии в одночасье стали реальной политической силой, от которой теперь и зависит реализация поправок в Конституцию Казахстана.

Итак, что мы имеем в сухом остатке? Избирательные комиссии, в которых нет представителей оппозиции, что позволит последней если не обвинить власть напрямую в фальсификации, то, как минимум, подозревать, что подтасовка была. Ещё мы получили несколько противоречий в самой Конституции. Во-первых, если одному человеку предоставлено исключительное право работать президентом больше двух раз, то все остальные граждане страны, согласно букве той же Конституции, оказались в положении дискриминируемых. Во-вторых, одной общественной организации - Ассамблее народов Казахстана - предоставлено исключительное право участвовать в формировании Парламента, минуя процедуру выборов, то в положении дискриминируемых оказались уже все остальные ОО и НПО. Если это называется демократией, то я лично предпочитаю севрюжину, можно и без хрена.