Бюджетные процедуры

Традиционно депутаты на формирование бюджета влияют минимально

Евгений ШИБАРШИН

Что могут сделать депутаты при планировании местного бюджета?

В Казахстане наступила пора принятия бюджета 2012 года. Что касается республики, то Парламент РК свое слово уже сказал. Теперь аналогичные документы будут рассматриваться в регионах. В Костанайской области сессии областного, городских и районных маслихатов бюджет следующего года утверждают обычно в первой половине декабря. То есть у депутатов в запасе остался месяц, чтобы еще на подготовительной стадии повлиять на содержание главного финансового документа, с помощью которого они могли бы реализовать потребности своих избирателей. Редакция «НГ» решила поинтересоваться, что они предпринимают в этот период?

Планировать «щетельнее»

Интерес к этой теме подогревает и недавно закончившийся судебный процесс, который показал, как чиновники умышленно завысили бюджетные расходы на покупку здания для Центра обслуживания населения. Запланированные бюджетные расходы в этом случае оказались в несколько раз выше реальной стоимости приобретенного имущества, и эта разница утекла в карманы участников данной сделки. Как тут не задаться вопросом: а куда смотрели депутаты при утверждении бюджета 2011 года? Почему они в свое время не поинтересовались, насколько оправданы запланированные расходы на покупку ЦОНа в Костанае?

Да и собственные расследования «НГ» по некоторым бюджетным расходам показали, что депутатам контроль эффективности расходования казенных денег усиливать и усиливать. Достаточно вспомнить критическую публикацию наших корреспондентов, которые выборочно проверили приживаемость посаженных в Костанае саженцев. Оказалось, что более 30% из них погибло. А ведь в последнее время на озеленение областного центра в год планируется около 13 млн тенге. Подсчеты журналистов показали, что каждое деревце городскому бюджету обходится примерно в 11 000 тенге. Не слишком ли дорого в ситуации, когда депутаты нередко говорят своим избирателям, что их наказы неисполнимы из-за недостатка средств в местном бюджете? Оказывается, деньги все-таки есть, вот только планировать их нужно, как говорил один из героев рассказа Михаила Жванецкого, «щетельнее».

Так с чем же выйдут наши депутаты на процедуру принятия бюджета 2012 года? Их сегодня в нашем регионе избрано 35 в областной и 287 в городские и районные маслихаты. Опросить каждого, конечно, невозможно и, как оказалось, бессмысленно.

Первым депутатом, у которого я спросил, какие предложения он будет вносить в бюджет следующего года, оказался директор ТОО «ЕвразКаспиансталь» Сергей Сотников, избранный в Костанайский городской маслихат. Он ответил, что его предприятие взялось за реализацию крупного проекта, времени свободного сейчас нет, поэтому бюджетом займется тогда, когда тот поступит в бюджетную комиссию маслихата. Примерно в том же духе был ответ и других депутатов. На производственную занятость, правда, ссылались не все, но у меня сложилось впечатление, что большинство из них мой вопрос застал врасплох. Причину объяснил секретарь областного маслихата Сакен ТУКЕНОВ:

- В оставшееся время депутаты на бюджет будущего года уже не смогут повлиять. Но это не означает, что они не участвуют в его формировании. Это происходит в течение всего года. Во-первых, областной бюджет готовится с учетом предложений городов и районов. Они вносят свои предложения, которые формируются акиматами совместно с депутатами. Во-вторых, управления акиматов изучают их, делают расчеты, потом все это рассматривается бюджетной комиссией, которую возглавляет аким области. В нее входит и председатель бюджетной комиссии областного маслихата. Через него депутаты тоже могут повлиять. Перед внесением проекта бюджета на сессию его обсуждают в бюджетной комиссии областного маслихата с участием председателей других комиссий и всех желающих депутатов. Там они тоже получают возможность внести свои предложения.

Втиснуться непросто

Нового в процедуре ничего нет, и всем понятно: к этому моменту проект бюджета уже настолько отшлифован, что изменить его практически невозможно. Разработчики документа оставляют лишь маленький финансовый резерв, чтобы депутаты могли что-нибудь втиснуть свое. Но опять же: так ли это просто?

Депутат областного маслихата из Рудного Татьяна ШЕРСТОБИТОВА на мой вопрос о том, что бы она включила в бюджет области 2012 года, сказала, что в их городе грозящая экологической катастрофой ситуация на коллекторе системы канализации, и для ремонта нужна финансовая поддержка области. 

- Но мы работаем в тесном контакте с городским акиматом и маслихатом, и свои предложения продвигаем совместно, - говорит Шерстобитова.

Сакен Тукенов привел несколько примеров, когда инициатива депутатов районных маслихатов поддерживалась финансами из областного бюджета. Чаще всего это большие затраты, неподъемные для города или района, поэтому для их «закладки» в бюджет требуются достаточные основания, подкрепленные конкретными расчетами.

Депутат областного маслихата Римма БЕКТУРГАНОВАа сообщила, что управление экономики и бюджетного планирования облакимата просило их еще в сентябре и октябре подать свои предложения по бюджету на следующий год.

- Но еще раньше на заседании депутатской фракции партии «Нур Отан» мы обратили внимание, что в Костанае ремонтируются школы, которые находятся преимущественно в центре города, - рассказывает Бектурганова. - В городской отдел образования мы внесли предложение о ремонте школы на Узкой колее. Сделали необходимые расчеты, и теперь ремонт обещают включить в бюджет 2012 года. Учли в городском акимате и мое предложение по строительству спортплощадки во дворе д. 7 на ул. Быковского. 

Начальник отдела экономики и бюджетного планирования акимата Костаная Николай ДОРОШОК сказал, что они заинтересованы в получении от депутатов предложений в главный финансовый план следующего года. Хотя с их реализацией не все так гладко. По его оценке, реализуется примерно половина депутатских предложений. Именно те, которые совпадают с запланированными акиматом затратами по различным целевым программам.

В Костанайском городском маслихате мне показали таблицу по мониторингу исполнения наказов избирателей, где колонка «выполнение наказов», конечно же, впечатляет. Того же депутата Сергея Сотникова избиратели просили провести ремонт школы № 21, но пока он смог добиться только проведения текущего ремонта. Надо так понимать, что над этим ему придется работать и в 2012 году.

Так же и остальным депутатам предстоит вновь обеспокоиться улучшением электрического освещения пришкольных территорий. По информации секретаря гормаслихата Гульнары УРАЛОВОЙ, эту проблему на одной из сессий подняла депутат Нина Чиченкова. Коллеги ее тогда поддержали. Аким города пообещал принять меры. Но журналисты «НГ» недавно провели рейд и убедились,  что проблема осталась.

Нужны общественные слушания

Средства на благоустройство городов и поселков из года в год увеличиваются. Понятно, что проблем накопилось очень много и на все денег сразу не хватит. В этих условиях рациональность использования бюджета приобретает особую остроту. Ибо с увеличением доходов растет и тяга к растранжириванию, к тратам на второстепенные цели. Например, всем известно, до какого состояния у нас дошли городские коммунальные службы. Власти осознают, чем может обернуться крупномасштабная авария в любой из этих систем, поэтому рады любому источнику финансирования, помогающему решать накопившиеся проблемы. Но означает ли это, что нужно забывать о «мелочах»?

Большинство наказов в последнее время связано с содержанием дорог, жилого фонда и внутриквартальных территорий. По этому же поводу больше всего обращаются граждане в СМИ. Но если на ремонт дорог выделение бюджетных денег в последнее время резко увеличилось, то с благоустройством мест проживания людей качественных сдвигов не произошло. Особенно в микрорайонах, удаленных от центра города. Стоит съехать с недавно отремонтированной улицы во двор, и натыкаешься на полузарытые траншеи. А о пешеходах и говорить не приходится. В распутицу им там хоть болотные сапоги надевай.

В Костанае несколько лет  реализовывали программу «Наш двор». В итоге несколько дворов привели в порядок. На 2011 год в бюджете областного центра запланированы 70 млн на благоустройство территорий возле семи домов. По трехгодичному бюджету на эти цели предполагается израсходовать в 2012 году - 53 млн, в 2013 году - 102 млн тенге. Почему бы депутатам не предложить акимату подготовить хотя бы трехгодичную программу благоустройства жилых микрорайонов Костаная с учетом предложений горожан?

Да и лога, которые могли бы стать ландшафтным украшением Костаная, по-прежнему остаются местом сбора отходов человеческой деятельности. На решение этой проблемы депутаты уже и не замахиваются. Дескать, там тоже нужны большие деньги, а у местной власти их нет.

Допустим. Зато больше чем достаточно фактов их неэффективного использования. Если депутаты не могут потребовать от исполнительной власти экономнее тратить поступающие налоги, чтобы найти средства на решение «бородатых» проблем, тогда давайте привлекать к этому население. Например, в Лисаковске проект городского бюджета давно уже «пропускается» через общественные слушания, на которые приходят все желающие. Акимат информирует, куда пошли деньги текущего года и что планируется в будущем. Люди вносят свои предложения, специалисты акимата их изучают и впоследствии включают в очередной бюджет или планируют  на перспективу, а бывает, что привлекают в помощники бизнес. Но через год, на следующих общественных слушаниях, секретарь маслихата обязательно информирует о принятых мерах.

В маленьком городе, наверное, это сделать проще, но такая форма давно уже используется местными властями в развитых странах и работает только на общую пользу. Почему бы этим путем не пойти и в наших городах и районах?

Динамика бюджетных расходов в Костанае в 2007 - 2011 гг. Информация предоставлена акиматом г. Костаная 

ОПРОС 

Ваши предложения по формированию местного бюджета 2012 года?

Игорь ВАСИЛЕНКО, преподаватель КГУ, председатель общественного фонда «Помощь»:

- Нужно больше выделять средств управлениям акимата для финансирования социальных проектов, которые реализуют неправительственные организации. Например, управлению туризма, физической культуры и спорта даются деньги только на проведение спортивных мероприятий, а поддерживать материально НПО спортивной направленности, куда особенно активно идут «трудные» подростки, они не имеют возможности. Сегодня они работают на деньги иностранных доноров и личные средства участников. Разве эту работу нельзя отнести к категории социально значимой? Тогда тут нужна государственная поддержка.

Сергей БОГАТЫРЕВ, председатель областного филиала ОСДП:

- Я бы предложил бюджетные деньги использовать для снижения тарифов на коммунальные услуги. Они сегодня в нашем регионе очень высокие и вызывают социальную напряженность. О том, что это дает хороший эффект, мы убедились, когда области выделили средства для компенсации повышения стоимости природного газа. Есть необходимость и в увеличении расходов на поддержку инвалидов. У них сейчас пособие настолько маленькое, что удивляюсь, за счет чего они выживают.

Саят ШАЙМУРУНОВ, секретарь Костанайского городского молодежного маслихата:

- В Костанае уже есть опыт строительства арендного жилья для молодых семей. Это хорошая поддержка для молодежи, и в бюджете 2012 года можно было бы предусмотреть расходы на строительство еще хотя бы одного такого дома. Уже несколько лет студенты у нас поднимают вопрос о введении для них льготного проезда в общественном транспорте. Законодательство это позволяет, но все отдано на усмотрение местных властей. Многие студенты на учебу приехали из сел, им приходится тратить деньги родителей на проживание, очень часто и на учебу. Каждый день на проезд уходит по 200 тенге. Зарабатывать можно только в вечернее и ночное время, но какая на следующий день может быть учеба?

Нужно увеличить финансирование и на строительство детских садов. Их нехватка сказывается все больше и больше.

Людмила ПРУТЯН, председатель КСП «Ветеран - 36»:

- Нужно, наконец-то, решить вопрос с финансированием органов самоуправления в городах (КОСы). В нашем микрорайне, где я раньше возглавляла КОС, ко мне по-прежнему обращаются люди с жалобами на плохое содержание территории. До акимата им далеко, и, считая, что КОС до сих пор существует, они идут туда, где ближе. Насколько я знаю, таких же проблем много и в других районах города, но у служб акимата руки до них не доходят. Нужен какой-то координирующий орган, который бы занимался не только благоустройством территории, но и другими вопросами. В том числе и налаживал тесное сотрудничество с правоохранительными органами по наведению общественного порядка.

Дмитрий ЛЕГКИЙ, профессор КГУ, доктор исторических наук:

- Считаю, что назрела необходимость планировать для некоторых управлений и отделов акиматов расходы на издательскую деятельность. Например, группа историков проделала большую работу по подготовке книги об истории Костаная, но для оплаты этой работы в бюджете средства не предусмотрены. Мы говорим о развитии отечественной науки, но кто будет финансировать издание книг местных ученых? Пока они сами ищут спонсоров. Но разве наше государство не нуждается в их исследованиях?