Земля скачет навстречу этому всаднику

Игоря Бутмана прямо так и называют: визитная карточка российского джаза

Itogi.ru, РБК daily Weekend, kazpravda.kz

Билл Клинтон прослезился, когда для него играл российский джазмен Игорь Бутман

Его считают фантастически успешным, истинным любимцем фортуны. «Золотому саксофону» России недавно исполнилось 50 лет, к этому возрасту он сумел остаться здоровым, энергичным, как ракета, стал признанным в мире музыкантом, а также дельцом в лучшем смысле этого слова. Последнее его «приобретение» - активное членство в партии «Единая Россия».

Дайте сначала сделать

 - Игорь, извините, зачем джазовому музыканту членство в партии?

- Меня много ругали за это и будут ругать. Я попал в компанию людей, которые занимаются политикой, поэтому моя репутация, по мнению некоторых критиков, подмочена. Но давайте рассуждать трезво. Нужно мне для карьеры вступление в «Единую Россию»? В моей жизни ничего не поменялось с точки зрения каких-то новых привилегий. И за концерт в Кремле мне надо платить аренду точно так же, как если бы я не был членом партии. Вопрос - зачем я это сделал? Было предложение вступить в партию и мотивировалось так: не хотел бы ты свой опыт жизненный, и творческий, и организаторский применить на работе для страны? Я подумал: а вдруг это возможность встряхнуть мир? Нам это необходимо, потому что мы скатываемся к тому, что было в 70-е, 80-е годы. Идет стагнация человеческая, мысленная.

Я и вступил в «Единую Россию». Тут же все стали кричать: «Посмотрите на него, он вступил в партию...» Мой товарищ Сергей Манукян по этому поводу вспомнил библейскую истину: не по словам судите их, а по делам. Вот сделаю что-нибудь - тогда и судите.

- Вы больше верите в труд или удачу?

- В труд, конечно. Если бы я не трудился, никакой удачи бы не было.

- Но у вас ведь были в жизни моменты, когда вам страшно везло? И сейчас, как в одной поговорке, земля скачет навстречу всаднику?

- Понимаете, я же не один играл на саксофоне в нашем музыкальном училище имени Мусоргского... Нас было человек пять. Но почему-то я один подошел к Чику Кориа и предложил ему сыграть джем-сейшн в американском консульстве в Ленинграде. Я договорился - и сыграл. Другие музыканты из России тоже там играли, но на саксофоне - я один. Это удача или нет? Я думал: вдруг будет удача? А некоторые поленились. Подумали: зачем куда-то тащить саксофон...

Примерно так же я попал в оркестр Олега Лундстрема, а в Нью-Йорке начал выступать с оркестром Лайонелла Хэмптона. Это и удача, и труд. Одного без другого не бывает.

«Я уронил комсомольскую честь»

- Игорь, признайтесь, джазмены - состоятельные люди?

- Как правило, нет. Потому что мейджорам надо продавать миллионы дисков, а джазовые музыканты так не могут. Продаются тысячи плюс 60-100 дисков на концертах. Есть законы музыкального рынка, которые не отменить. Но я не жалуюсь.

- В фильме «Стиляги» вы исполнили саксофонную партию. Вам близка вся эта атмосфера?

- Я сам не застал того времени. Мой папа был стилягой. Он носил брюки-дудочки, играл «Караван» Айвазяна, а не Эллингтона, и, конечно, очень любил джаз. А за это гоняли. Один музыкальный педагог ему чуть руки не отбил, когда узнал. Крышкой рояля.

- У вас в 80-е уже не было таких проблем?

- Однажды меня поцеловала Перл Бейли, черная певица, бродвейская звезда. После этого на меня обратили внимание. В кавычках.

- И что вам вменялось в вину?

- Что я уронил комсомольскую честь. Директор музучилища подошел: «Игорь, не откажи, с тобой хотят встретиться из комитета». Сидели, беседовали о том, почему я записываюсь с «Аквариумом» и хожу в американское посольство. «Кого вы там слышали, а кого вы там видели?» - «Музыку слушал и пил джин-тоник. Если не пробовали - попробуйте, очень вкусно». И вдруг: «Игорь, а почему вы позволили себя целовать?» Я говорю: «Ну поймите, это же шутка. Часть шоу. Мне что, отбиваться от девушки? Я подыграл ей, и все». Хотели меня вербануть. Оставили свой телефон на случай, если «увижу что-нибудь подозрительное и захочу сообщить».

- Не звонили?

- Один раз мне срочно понадобились билеты на поезд в Москву на 1 Мая, а в кассе все было распродано... И больше никогда!

- Когда-то Билл Клинтон назвал вас лучшим тенор-саксофонистом...

- Он часто это говорит. (Улыбается.) Однажды у Никиты Михалкова праздновали Госпремию за «Сибирского цирюльника». Я там был. Приехал Владимир Путин и сказал мне, что Билл Клинтон ему все уши прожужжал о том, что я лучший в мире саксофонист.

- Вы дружите до их пор?

- Да. Мы переписываемся. На празднование его 60-летия меня попросили приехать - хотели сделать ему сюрприз. Позвонили из его офиса 25 октября. «Можете ли вы 28-го выступить, мистер Бутман?» А 27-го у меня у самого день рождения, куча гостей. Можно вылететь 28-го, но в этот день я играю в Калуге в честь закладки камня завода «Фольксваген».

- И вы снова... позвонили?

- Признаюсь, мне подсказали: у ребят из Альфа-Банка вроде бы есть вертолет. Они вошли в положение. Звоню в Америку и говорю: «Гонорар не нужен: это ведь подарок Биллу. Но хорошо бы оплатить билет на самолет в бизнес-классе: мне нужно выспаться». - «Все будет, Игорь». Прилетаем, я помыл голову в туалете, переоделся на ходу - и вбегаю на сцену с саксофоном. Клинтон меня увидел, у него слезы.

- Сколько стоил входной билет на это мероприятие?

- 100 тысяч долларов. Там еще был большой аукцион. Два неизвестных мне человека бились за поездку с Биллом Клинтоном на самолете в Африку к больным детям. Никто не уступил. В итоге эти 1 миллион 200 тысяч долларов пошли в фонд помощи голодающим детям Африки.

Надо прибавлять

- Пятьдесят - хитрый возраст... Одни говорят себе - пора бы притормозить, а другие - пора прибавить. А вам что ближе?

- Я думаю, что надо оглядеться и действительно прибавить. Что в пятьдесят лет чувствуешь? Организм - слава богу, с ним все хорошо. Есть большой жизненный опыт, энергия вроде бы не пропала, много разных интересов. У молодых какие преимущества? У них больше энергии, поэтому все быстрее и легче получается. С другой стороны, ты точно знаешь, как идти к цели коротким путем. Понимаешь, как обходить подводные камни, чего не надо делать ни при каких обстоятельствах. Поэтому, мне кажется, после пятидесяти надо прибавлять еще и для того, чтобы не состариться быстро, не потерять любовь к жизни, потому что жизнь - она достаточно короткая, а с другой стороны - очень длинная. И все в ней настолько относительно, что некоторые люди устают от жизни уже к 25 годам. А другие восхищаются каждым прожитым днем и живут в восхищении до самой смерти. Пока есть силы, пока какие-то болезни не сломили, надо прибавлять.

- Что вам хотелось бы сделать в следующие пятьдесят?

- Мне кажется, что джазовое образование в России находится не на должном уровне. Я бы хотел это изменить. Может быть, образовать частную джазовую школу, дающую высшее образование.

- У вас был грандиозный юбилейный концерт в Кремлевском дворце. Вы не думали, кстати, заниматься продюсированием концертов?

- Мне нравится делать фестивали, а делать концерты - это бизнес. Надо тогда собирать команду, вкладывать деньги и заниматься этим всерьез. Я делаю концерты в Доме музыки, это мой абонемент, провожу фестиваль «Акваджаз» в Сочи, приглашаю музыкантов в свой джазовый клуб. У меня много своих концертов, и лейбл появился, которым я занимаюсь интенсивно. А продюсирование - это менее творческий процесс.

- Лейбл - это марка Butman music?

- Да, под этой маркой мы выпускаем джазовые пластинки и свои, и музыкантов, которые мне нравятся, в которых я вижу какую-то перспективу. Не могу сказать, что у меня есть какая-то сверхновая идея, потому что иногда я просто беру у музыкантов готовые записи, но четкие критерии отбора безусловно есть. Выпускает, скажем, Николай Винцкевич свой диск - у него играет английский барабанщик, поет девушка из New York Voices. Мой брат сейчас записал пластинку, которую я собираюсь выпускать, там играет саксофонист Дони Маказлин. Для меня основное, чтобы в записи участвовали зарубежные исполнители, потому что мы все диски выпускаем на западный рынок. Ну и пытаемся их рекламировать по мере возможности, сил и денег.

Посол мира

Бутман играл перед Биллом Клинтоном и Борисом Ельциным, Владимиром Путиным и Нурсултаном Назарбаевым. Вспоминает с улыбкой, как на открытии Года России в Казахстане Путин стал горячо говорить Назарбаеву, что искусство Игоря Бутмана высоко оценил Клинтон, на что президент РК сказал: «А что нам Клинтон, мы и так видим, что он хорошо играет».

Будучи «своим» за океаном, Бутман открыл Америке Россию и России Америку: он выступал в Москве и гастролировал по стране и ближнему зарубежью с лучшими джазменами США - Эдди Гомезом, Джо Локком, Синди Блэкмэном, Ленни Уайтом. Он не один раз давал концерты в Астане, играл даже один из кюев Даулеткерея, высоко оценивая сложность этого произведения со множеством перемен ритма.