Дорожный знак бесконечности

На участке, ведущем от кольца к ул. Промышленной, осталось положить 400 м асфальта. Дождь и снег подрядчиков не пугают

Ольга ЛИХОГРАЙ

Плохой ремонт выгоден костанайским подрядчикам и чиновникам?

Пора дорожных ремонтов в Костанае подошла к концу. И хотя в тендерной документации сроки окончания укладки асфальта обозначены октябрем и даже ноябрем, погода вряд ли позволит сделать то, что «гладко на бумаге» чиновников. О состоянии наших трасс можно судить уже сейчас. На одних доделывают последние штрихи. На других спешат положить асфальт. Есть и такие участки, к переделке которых и не приступали, хотя они значились в списке летних ремонтов. Проблема не в том, что их реконструкция пройдет в следующем году, а в том, что старый асфальт с них сняли еще в этом. Теперь они - источник грязи и проблем. Поверхностное отношение к ремонту дорог и, как следствие, низкое их качество стало для Костаная традицией.

Деньги закончились

В зиму областной центр уходит с тремя капитально сделанными улицами из шести, на которых этим летом был начат ремонт. Это 1,2 км по улице Складской в границах улиц Рабочей-Бородина и 0,970 км по улице Рабочей в границах улиц Складской-Бородина.

- На их реконструкцию из республиканского бюджета по «Дорожной карте бизнеса» было потрачено 410 млн тенге, - сообщила «НГ» заместитель начальника управления строительства Костанайской области Наталья ТКАЧЕНКО. - Трудности возникли в ходе расширения улиц, когда строители наткнулись на электрический кабель, который пришлось перекладывать.

Завершена реконструкция участка длиной 0,745 км по улице Каирбекова в границах улиц Гагарина-Лермонтова. 6 октября, на момент приезда туда корреспондентов «НГ», строители засыпали щебенкой тротуар, доделывали бордюр. Проезд по Каирбекова еще не открыли. Но видно, что в районе пивзавода дорогу, которая проходила через лог, подняли на 2 метра и выровняли с основной трассой. Под участком заменили водовод. Как рассказали подрядчики, с заменой были сложности, которые затормозили ремонт.

- В проекте значилось, что мы должны поменять 404 м водовода под Каирбекова, - рассказал заместитель директора ТОО «АБЗ+» Давлет ОМАРОВ. - В апреле, как только выиграли тендер, мы заказали трубы нужной длины. В июле, когда подняли асфальт, выяснилось, что труба длиннее и составляет 616 метров. Пришлось дозаказывать и ждать, пока привезут еще 212 м.

Проблемы у ТОО «АБЗ+» возникли и во время ремонта другого участка по улице Победы в границах улиц Алтынсарина-Сьянова длиной 820 м. В этом году подрядчики могли полностью его сделать, но отремонтировали лишь 600 м. И два месяца назад остановили работы из-за нехватки финансирования.

- В этом году освоили 145 млн тенге, - объяснил Омаров. - Два месяца назад нам сказали, что деньги в бюджете кончились. На оставшихся 220 м положили лишь первый слой асфальта, все остальное будем доделывать в следующем году на сумму 27 млн тенге.

Многострадальная Победа

С улицей Победы в этом году творится что-то невообразимое. После капитального ремонта она напоминает длинный залатанный рукав. Отреставрировали ее рваными клочками, разными по длине и высоте. Согласно документам, капитальный ремонт предусмотрен на 2,8 км улицы Победы. Один километр трассы должен был поменять облик в границах улиц Алтынсарина-Набережной, еще 1,8 км - в границах улиц Баймагамбетова-Вокзальной.

Курьезы с ремонтом участка Алтынсарина-Набережной были видны с самого начала. В реальности улица Победы упирается в ул. Сьянова, а от Сьянова до Набережной расположены гаражи. Снос их не предусмотрен, следовательно и ремонтировать участок улицы под ними никто не будет. На это указывает и несоответствие цифр в длине участка. В документации сказано, что запланирован ремонт 1 км от Алтынсарина до Набережной, а подрядчик говорит, что ремонт коснется лишь 820 м. Почти 200 метров дороги находятся под гаражами. Деньги на ремонт этого 200-метрового отрезка наверняка заложили, но вот потратят ли?

О несоответствии длины участка, указанной в документах, «НГ» отправила письменный запрос в отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная. Ответ чиновников, как обычно, поразил нелогичностью.

- Стоимость работ не связана с протяженностью участка, - ответил начальник отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Александр МАКЛЮК, - а зависит от объема работ (переукладка, замена или устройство инженерных коммуникаций на данном участке). Все работы принимаются по актам выполненных работ.

Но ведь и школьнику понятно, чем длиннее ремонтируемый участок, тем больше на нем объем работ и соответственно финансовые вложения.

В зиму с одним слоем

Второй участок по улице Победы в границах улиц Баймагамбетова-Вокзальной также оказался проблематичным. Из 1,8 км, планируемых под капитальный ремонт денег хватило лишь на 0,9 км - от Баймагамбетова до Бородина.

- Еще на 200 м от Бородина до Железнодорожной мы положили нижний слой асфальта высотой 9 см в долг, - рассказал прораб ТОО «Аяз» Валерий БУКАТО. - Это около 400 т асфальта по 10 000 тенге за 1 тонну, плюс бортовой камень, плюс зарплата рабочим. На следующий год сначала вернем свои затраченные средства за этот ремонт, затем будем докладывать верхний слой высотой 6 см.

Получается, на улице Победы полкилометра дороги уйдет в зиму наполовину асфальтированной. Следующей весной на не уплотненный слой, пролежавший полгода под дождем и снегом, начнут класть верхний слой асфальта. Неудивительно, что трассы начнут рушиться. Чиновники из ЖКХ не стали утруждать себя выездами на проверку этих участков, а просто с этим не согласились.

- Просим вас подтвердить указанный в вашем запросе факт укладки одного слоя асфальта на участке Победы от Алтынсарина до Сьянова, - ответил Маклюк на наш запрос. Забыл, видимо, кто за контроль над дорожными работами деньги получает. Но - готовы помочь бесплатно. Подтверждаем факт очевидным - словами подрядчиков и фотографиями в газете.

На стыке грязи и чистоты

Старый асфальт по улице Победы полностью снят еще на одном участке - от улицы Железнодорожной до Майлина. Этот отрезок неделю назад был огорожен дорожными знаками, указывающими, что здесь ведутся ремонтные работы, а проезд запрещен. Участок утопал в грязи. Легковые и грузовые машины знаки игнорировали. Со стороны ул. Майлина они свободно проезжали, наматывая на колеса куски свежей грязи и растаскивая ее по капитально отремонтированному участку Победы в границах Железнодорожной - Баймагамбетова. Получилось, два участка на одной улице стыкуются друг с другом. На одном - грязное месиво, на следующем - новый асфальт. Теперь вся грязь с неотремонтированного участка быстро перекочевывает на свежий асфальт.

- Асфальт в границах Майлина-Железнодорожной сняли, потому что изначально на его ремонт были заложены деньги, - объяснил прораб Букато, - в середине лета сказали, что средств не хватает. Теперь засыпем участок щебнем, чтобы автобусы могли ездить до следующей весны.

17 октября на отрезке по улице Победы в границах Майлина-Железнодорожной знаки убрали. Грязь стали растаскивать на законных основаниях.

Что нам снег и дождь?

В ускоренном режиме сейчас отстраивается трасса, ведущая от кольца до ул. Промышленной, рядом с «Агромашхолдингом». Подрядчики уверяли, что отремонтируют ее до 18 октября, несмотря на то, что к работам приступили лишь 2 августа.

- Тендер провели в июле, - рассказал старший прораб ТОО «Ван» Павел ГУКОЯН, - к ремонту приступили в августе. За это время успели отремонтировать одну полосу дороги длиной 1,7 км, сейчас заканчиваем вторую - длиной 1,7 км.

По словам Гукояна, из общих 3,4 км осталось 800 м. Срок сдачи объекта - 2012 год. В следующем году будут делать тротуары, ставить бордюры.

18 октября корреспонденты «НГ» побывали на этой трассе и убедились, что полностью ее не заасфальтировали. Павел Гукоян сообщил, что осталось положить еще 400 м асфальта, которые обязательно сделают в этом году. Он уверил, что дожди и ночные температуры, опускающиеся до -5, для укладки не помеха. Непонятно, к чему такая спешка, если трассу вполне законно можно сдать в следующем году?

- Это вопросы не ко мне, - ответил Гукоян. - Асфальт кладем днем, поэтому ночные морозы нам не страшны. Небольшой дождь укладке асфальта не помеха. Деньги нужно освоить.

Плановое разрушение

Бывший кустанаец, а ныне россиянин, житель Подмосковья и постоянный посетитель сайта «НГ» Андрей КАТКОВ сейчас работает главным инженером проектов отдела «Автомобильные дороги и аэродромы» ОАО «Проекттрансстрой». До 1994 года он сам укладывал асфальт в Костанайской области.

Он утверждает, что укладывать верхний и нижний слои асфальта нужно исключительно в сухую погоду, ведь это самое ответственное мероприятие при строительстве дороги.

- О какой воде может идти речь? - недоумевает Катков. - Вода нужна только для смачивания металлических вальцов гладковальцовых катков при уплотнении асфальтобетонной смеси и не более. Сейчас битум в основном не разливают перед укладкой, используя для этого битумные эмульсии. Эмульсия - это битум и вода, но с реактивами в строго определенных пропорциях. Разливаясь, из эмульсии испаряется вода и с помощью добавления реактивов на подгрунтованной поверхности образуется равномерная по толщине битумная пленка. И никакого, даже мелкого, дождя.

Верхние слои асфальтобетонного покрытия, говорит Катков, устраивают из горячего асфальтобетона. Средняя температура воздуха при укладке должна быть не менее +10ºС осенью, и не менее +5ºС летом и весной. Учитывая, что в ночь с 17 на 18 октября в Костанае на улице было -5, днем должно быть +15, чтобы можно было укладывать асфальт. Однако 18 октября днем было максимум +8ºС, а подрядчики смело заявляли, что ночные минусовые температуры для них не помеха.

При ремонте оставлять дорожную одежду без верхнего слоя асфальтобетонного покрытия, уверяет Катков, категорически нельзя. Это сильно ослабляет несущие способности дорожной одежды.

- Без верхнего слоя дорога может простоять до весны. Но для этого проектировщики усиливают конструкцию дорожной одежды, чтобы нижний слой вынес нагрузки до следующего сезона. Нижний слой по составу будет похож на верхний, - отмечает инженер.

Верить в соблюдение подобной технологии трудно - у нас дороги после капитального ремонта, официальная гарантия на который 3 года, рушатся уже через 1-1,5. Больше верится в то, что дороги невыгодно ремонтировать надолго. Так, подлатывать, чтобы подряды на очередную «штопку» поступали бесконечно.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Так выглядит дорожная ситуация на ул. Победы по данным на 17 октября

Рисунок Алексея МАЦАРИНА

ОПРОС

Что мешает нашим подрядчикам вовремя заканчивать ремонт дороги?

Андрей ГОРВАТ, директор Костанайского областного департамента Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций РК:

- Я считаю, что нужно раньше проводить тендеры на ремонт дорог, примерно в январе-феврале. Чтобы в марте подрядчик смог закупить материалы, а в апреле-мае приступить к работе. У нас зачастую только в начале весны начинают проводить конкурсы. Могут быть разные причины срыва сроков ремонта. В этом году, например, весь август не было битума. Были проблемы с бензином и дизтопливом, на котором работает дорожная техника. Я считаю, что в закон о государственных закупках можно внести дополнения о том, чтобы главным критерием для определения победителя конкурса была не цена, а качество предоставляемых услуг. У нас зачастую выигрывает подрядчик, у которого не хватает мощностей для работы.

Сауле АЙМУХАМБЕТОВА, начальник управления финансов Костанайской области:

- Я считаю, что поздно сдается объект не только оттого, что конкурсы проводят не вовремя. Есть и другие причины. Конкурс могут провести позже, если, к примеру, не готова проектная документация. Бывает, что конкурс провели вовремя, но в связи с тем, что неправильно оформлена документация, его признают несостоявшимся. Бывает, что подрядчик опротестовывает результаты конкурса и определение победителя затягивается. Моментов очень много. Финансирование крупных объектов, как правило, поступает вовремя. Деньги могут «упасть» позже, если происходит дополнительное выделение средств из бюджета. Бюджет уточняют в июле и ноябре, и в эти периоды могут добавить средства.

Валентина ЭПОВА, начальник отдела строительства акимата Костаная:

- Я считаю, что срыв сдачи объекта частично зависит от подрядчиков, частично от заказчиков. Конечно, закон о госзакупках - это отдельный разговор, в него давно пора вносить коррективы. Пока проводится конкурс, пока определится подрядчик, проходит 1,5 месяца. Если конкурс не состоялся, его объявляют повторно - это еще 1,5 месяца. Лето, которое нужно для ремонта дорог, прошло. Сроки должны быть более сжатые. Наши подрядчики набирают большие объемы работ по области, а потом не успевают с ремонтом. Я думаю, если уж подрядчик выиграл тендер и взялся за ремонт, то должен выполнить все обязательства. Многие не понимают, что ремонт дороги - это трудоемкое дело. Сначала нужно сделать проект, потом он проходит экспертизу и т. д. Все нужно делать вовремя, иначе весь план ремонта с самого начала пойдет под откос.

Вячеслав КОЗАК, директор ДГП «Костанайгосэкспертиза»:

- Львиная доля ответственности за несданные объекты лежит на подрядчиках. Они с целью максимального извлечения выгоды покупают некачественные материалы. Контроль за качеством стройматериалов ведут в лабораториях, которые выдадут ту экспертизу, за которую подрядчик больше заплатит. Проекты на ремонт дорог делаются хорошие, но их никто не выполняет. Жесткого контроля нет и здесь. Все квалифицированные кадры мы давно растеряли. Один технадзор не в состоянии проконтролировать десятки строящихся дорог. Если б дороги делались в соответствии с проектами, то верхний слой асфальта служил бы как минимум 7-8 лет. Но у нас документация подделывается, строительные материалы кладутся не те, контроля нет. Подчеркиваю, что это мое личное мнение.

Мендыбай ОМАРОВ, директор ТОО «АБЗ+»:

- Было бы лучше, если бы тендеры проводились в начале года. Мы бы могли зимой закупать материалы, ведь пока мы не выиграем тендер, мы не знаем, какие строительные материалы нужны на конкретный объект. Все нужно закупать строго по проекту. Мы выполняем те объемы работ, которые нам определяет заказчик и которые он финансирует. Но я думаю, что чиновники не дают нам деньги не оттого, что не хотят, а оттого, что есть другие объекты. По сравнению с прошлыми годами, дороги в Костанае ремонтируются. Это видно: на объектах задействованы люди. Конечно, все должно улучшаться, но со временем мы к этому придем.