«На крючке» у дорожных знаков

На проспекте Абая знак «Движение по полосам» установлен так, что водители, двигаясь по левой полосе, могут его не заметить

Ольга ГОРАЙ

О чем говорят нам дороги Костаная - исследует «Наша Газета»

Тема проблемных дорожных знаков - бессмысленных, противоречивых или нечитаемых - обозначилась давно. Вернее, ее обозначили наши читатели. А следом и накидали адресов, по которым, хочешь ты или не хочешь, но Правила дорожного движения нарушишь.  Кому это выгодно и что с этим делать - нам еще предстоит разобраться. А пока - экскурсия по родному Костанаю.

Где искать человека в форме

Кольцо на пересечении улиц Герцена - Киевская.  Это место одно из самых популярных в Костанае, где водители регулярно вынуждены нарушать ПДД. По Герцена, параллельно основной дороге, проходит еще одна. По ней обязаны ехать все водители, которые хотят выехать с  Кубеева на Герцена. Она выходит на кольцо. А за 3 метра до кольца на столбе висит знак «Стоп». Одна беда - он надежно спрятан в кронах деревьев. Какой-то добрый человек обломал верхушку одного дерева, но из-за остальных знак просматривается плохо. Если ехать по левой стороне дороги, то его можно пропустить. Постояв около «хитрого знака», мы убедились, что не замечает его каждый второй водитель.

 Что характерно, сотрудники дорожной полиции про невидимку не забывают - дежурят там регулярно, но ничего не делают для того, чтобы знак стал более заметен. Были они тут и в субботу, 1 октября, в 15:30. Дежурили за поворотом по ул. Киевской, за деревьями. Тут же - первая «поклевка»: очередной водитель проигнорировал невидимый знак.

Похожую ситуацию наблюдали корреспонденты «НГ» и на ул. Карбышева, около автовокзала. Перед поворотом на стоянку автовокзала, на ул. Карбышева установлен знак «Движение по полосам», который указывает, что движение по правой полосе разрешено только направо. Этот знак вызывает недоумение у всех водителей. Все задаются вопросом, зачем его повесили? Поворот на стоянку автовокзала оборудован светофором с дополнительной секцией. И автобусы всегда имеют возможность повернуть направо.

Зато знак не сразу можно увидеть. Он расположен не на растяжке над дорогой, а потаенно, на столбе, не выше человеческого роста. Зато на прекрасно с любой точки видимой растяжке красуется реклама колбасы.

Дорожная полиция определенно любит это место. Сходу наблюдаем картинку: водитель на служебной машине ЭПК «Форфайт»  заметил знак, когда уже поравнялся с ним. Перестроиться он уже не успел, сворачивать вправо, как того требует знак, не стал и проехал прямо. Но через 400 м среди автобусов, которые стоят вдоль Карбышева, затесались полицейские на гражданской машине. Водитель нарушил - гаишник его «хлопнул». Немедленно был составлен протокол.

Дежурят сотрудники дорожной полиции и на въезде в Костанай со стороны Затобольска, перед большим мостом. Там тоже стоят «хитрые знаки». Сначала - «Ограничение скорости до 70 км/ч», затем «Ограничение скорости до 40 км/в». Они установлены таким образом, что в темное время суток плохо освещаются светом фар. И оказываются вне зоны видимости водителей.

Как найти логику?

Обнаружили мы, что светофор на пересечении  Мауленова - Дощанова работает хитро. Мы пристроились в правый ряд, чтобы повернуть с  Дощанова на Мауленова. Светофор тут оборудован дополнительной секцией. Когда для правой загорается дополнительная секция, разрешающая движение направо, поток машин начинает беспрерывное движение. И не успевает вовремя сориентироваться, потому что выключается секция без предупреждающего мигания, одновременно с желтым сигналом светофора. И те водители, которые только начали маневр, заканчивают его на запрещающий сигнал. Золотое дно для взимания штрафов! Что и происходит тут с незавидной регулярностью.

Очень странно работает фотофиксатор, который установлен на улице Гагарина, в районе стадиона. В чем странность? По  Гагарина  стояли знаки «Ограничение скорости 50 км/ч». Буквально месяц назад их сняли, следовательно по Гагарина можно двигаться со скоростью 60 км/ч. А фотофиксатор по-прежнему настроен на ограничение скорости. Мы проехали по улице со скоростью 55 км/ч, наше движение зафиксировали одной вспышкой. Это предупреждение о превышении. Если разогнаться до 61 км/ч, то последуют две вспышки. Хотя по городу фотофиксаторы начинают реагировать только после превышения 60 км/ч.

В Костанае есть знаки, появление которых вообще невозможно объяснить. Если двигаться по  Кубеева в сторону Корейского моста, в двух метрах перед выездом с  Мичурина вы обнаружите знаки «Ограничение скорости 40 км/ч» и «Обгон запрещен». Они не имеют силы для тех, кто поворачивает на  мост с  Мичурина. Водитель их не видит, они остаются сзади. Кому сигнализируют - бог знает.

На том же выезде, если двигаться из Костаная, установлен знак «Крутой спуск». Следовательно, когда вьезжаешь в Костанай, должен стоять знак «Крутой подъем». Но при чем тут логика, мы имеем тут еще один знак «Крутого спуска». Видимо, в арсенале гаишников не нашлось знака, обозначающего «Крутой подъем».

Отсутствует всякая логика у знака «Остановка запрещена», который установлен на ул. Алтынсарина, напротив остановки «Березка». Зона действия его непонятна. Он установлен с левой стороны и смотрит только в сторону центра. Получается, что остановка на краю дороги запрещена только тем автомобилям, которые двигаются из центра. Если в центр - пожалуйста. Знака-то нет.

Активно подключились к нашему расследованию и пользователи сайта www.ng.kz. По их наблюдениям, знаки «Пешеходный переход» нередко бывают установлены в опасных местах. Один из таких стоит на перекрестке ул. Дощанова - Алтынсарина, перед крутым подъемом, который ограничивает видимость водителей. А на Пушкина - Повстанческая знаки пешеходного перехода и вовсе спрятаны в кронах деревьев.  На ул. Гвардейской возле «Фараона» стоит знак пешеходного перехода и следом за ним - знак главной дороги, который указывает на конец зоны действия знака «Пешеходный переход».

Хаотичные «Движения по полосам»

В ступор вводят водителей знаки «Движения по полосам». Нередко водители просто теряют время и вынуждены ехать в другую сторону, потому что так предписывает знак.

 На Тарана, перед перекрестком  с проспектом Абая, висит растяжка со знаком «Движение по полосам», информирующим водителя о трехполосном движении. При этом разметка на дороге показывает, что здесь всего две полосы.

На Абая, перед и после перекрестка с  пр. Аль-Фараби, висят знаки «Движение по полосам». Один информируют, что двигаясь в сторону КЖБИ, водитель может проехать по левой полосе прямо и направо, а по правой только прямо. Соответственно двигаясь к Центральному рынку, можно проехать по правой полосе прямо и направо, и по левой только прямо.

 Около ЦУМа открыли стоянку. Если следовать  знакам, то заехать на нее с Абая нельзя. Мы убедились:  и водители, и полицейские благополучно не обращают на эти знаки внимания, потому что на перекрестке планируется установить новые светофоры, которые будут регулировать движение. Но светофоров пока нет, а знаки не снимают. Приезжих они вводят в заблуждение. Как и знак «Движение по полосам», установленный на  Баймагамбетова, перед поворотом на  Чернышевского. Он информирует о том, что по правой полосе на перекрестке движение разрешено только направо. Если водитель не знает о существовании этого знака, он безмятежно двигается по правой полосе главной дороги в надежде продолжить свое движение прямо. И перед самым перекрестком понимает, что прямо нельзя. Мы попробовали - мгновенно перестроиться на этом перекрестке невозможно, поскольку левая полоса загружена, на ней часто пробки.

Такая же ситуация с перекрестком на пр. Абая - ул. Гоголя. С левой полосы можно повернуть только налево, прямо запрещено.

Но наибольшее недоумение вызывают растяжки со знаками «Движение по полосам» на проспекте Абая, перед кольцом в районе СХИ. Двигаемся от автовокзала к центру -  сначала висит знак, разрешающий движение по левой полосе прямо. Через 20 м, перед кольцом, установлен  знак,  разрешающий движение с левой полосы только налево. Приходится сворачивать налево.  Если первый знак висит на растяжке, то второй на столбе. И его бывает не видно из-за автобусов, двигающихся по правой полосе.

Мы обнаружили 16 дорожных знаков, которые вводят водителей в заблуждение, заставляют нарушать ПДД. Чтобы выяснить логику тех, кто устанавливал странные знаки, мы отправили  запрос в  дорожную полицию. Ответ обязательно опубликуем.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА