К вершинам толерантности?

Юрий БОНДАРЕНКО

В преддверии Дня духовного согласия и очередного обострения моды на гимны толерантности никак не могу удержаться от заметок на этот счет. Конечно, о толерантности сказано много - может быть, даже слишком много. Ученые уже красиво определяют толерантность не просто как «терпимость», что следует из буквального перевода, а как «умение жить среди непохожих людей и идей».

Я лично ничего не имею против спокойного приятия длинных или коротких юбок, рыжих или иных волос, либо приверженности одних к бешбармаку, а других - к шашлыкам или украинскому борщу.  Но, наверное, ни один математик не сможет с безмятежностью Будды услышать, когда катет называют кредитом, а гипотенузу - Карлсоном, либо горделиво возвещают, что пятью пять - сто пятьдесят. А вот почему-то во многом ином нас просто напичкивают этой самой толерантностью. В витиеватых разговорах о религии и духовности чего только не услышишь! И здесь такая подчас получается «окрошка»: громы и молнии в адрес «деструктивных сект» мирно уживаются с проповедями рецептов новых чудодеев, замешанных на молитвах, а обличение шарлатанства - с одновременным живописанием плачущих икон. Причем все так зыбко и туманно. Чего стоит  только маленький штрих - лишь одна передача из малахиады о «Последней Надежде», где можно было увидеть и услышать что угодно и кого угодно о странной (и, быть может, преступной?) лечебной деятельности некой Н. Высказались все, кроме специалистов по болезням, которые в передаче упоминались. А уж многократно повторенные  фотокадры с язвами - так просто «зомбировали»!

Но если б все ограничивалось только этими конвульсиями толерантности! Так ведь и в сфере литературы, «современного» искусства нередко то же самое. Попробуйте только сказать, что выставленные на всеобщее обозрение крышка от унитаза или заржавелая консервная банка, с вашей замшелой точки зрения, не совсем искусство - так вы чуть ли не в ряды инквизиторов попадете!

А что в современном образовании? Немало энтузиастов, поисков, но сколько же словесно-бумажной пыли. Стоит смахнуть словесную паутину всех этих  «инноваций» - и увидите, что целые шеренги королей и королев окажутся голенькими, начисто лишенными хоть какой-нибудь собственной живой мысли!

Я, конечно, за широту взглядов. Но она имеет смысл лишь тогда, когда сначала научатся эти взгляды иметь. Боюсь показаться плоским, но мне кажется, что в сферах образования и культуры на сегодня важнее всего - не отучить мыслить. И не просто мыслить, а и видеть своими глазами; увидев же - отстаивать свое мнение, дискутировать, опираясь на логику, искреннее чувство, а не на заштампованную игру слов. Да и в социальной сфере, пока будет существовать пропасть между одними и другими, никакие самые прекрасные слова об умении жить в мире непохожих людей и идей не упрочат общественную солидарность.

Так что толерантность - вещь хорошая, но лишь тогда, когда ее фундамент - не всеядность и ковыляющая за модой Слепота, а трезвость мысли, готовность и способность видеть мир своими собственными глазами и чувствовать буквально кожей, что оригинальничанье и оригинальность - далеко не одно и то же.