Тайны мадридского двора

Отклик на статью «Творческие беспорядки». «НГ» № 36 (493) от 8.09.2011 г.

С отправкой молодых литераторов на «Шабыт» в прошлом году вообще творилось что-то непонятное. Ну, на то, видать, и творческий фестиваль, чего ж хотим... Так, более полугода пыталась я выяснить, почему отборочный конкурс был объявлен, работы сданы... и все. Ни о сроках подведения итогов, ни о самих результатах - ни слова. Молодежь, особенно те ребята, что подали работы впервые (да-да, именно подали - ни о каком «отправлении заявок» от конкретного объединения речи не шло, был объявлен конкурс для всех желающих - как, впрочем, и за все годы существования «Шабыта»), разумеется, интересовались, в чем дело. Но вразумительного ответа ни от координатора литературно-консультационного центра Салихи Юсуповой, ни от директора «Толстовки» (где и был объявлен сбор работ) Гульжамерии Казиной, ни от управления культуры не получили.

Более того, в ответах царила такая сумятица, что впору растеряться. То о том, что конкурса вообще не было, а просто подытожили все проведенные за год и из них выбрали лучшее (правда, кто был отмечен-отправлен за это лучшее, кого встречала Астана - так и оставалось неизвестным). То о том, что конкурс все-таки прошел, но итоги его почему-то не были обнародованы, а просто сданы Куда Следует - в управление культуры (на каком основании и когда такое делалось - опять загадка). Словом, молодые творцы по сей день в неведении: что такое сотворили с их подборками, осели ли они в архивах библиотеки, затерялись при передаче дел в управлении (поскольку человек, занимавшийся все годы формированием делегации на «Шабыт», в это время уходил на другую работу) или все же были отправлены в Астану и послужили поводом для упоминания в отчете о фестивале («Казахстанская правда»): дескать, костанайцы почему-то не прислали своих конкурсантов, хотя «работы их заслуживают внимания».

Или речь таки шла о других работах - тех, о которых говорит г-н Растегин, имея в виду произведения членов своего клуба «Ковчег»? Тогда, значит, изменился порядок отправки на «Шабыт»: никаких отборочных туров больше не требуется, достаточно подать заявку - и зеленая тебе улица? Тогда, простите, на кой надо объявлять о сборе работ, жюри, конкурсе? И почему никакой информации на этот счет так и не было обнародовано?

И вообще: почему из этого надо делать тайну? Допустим, управление не нашло средств на поездку? Ну, так это не впервые случается. С миру по нитке собирали, спонсоров привлекали, ребята ехали - и возвращались лауреатами. А не только дипломантами (читай: участниками), как отмечает глава «Ковчега», хотя и его воспитанники медали привозили. Так что же изменилось на сей раз? Надеюсь, с этой историей все же разберутся. Да только не запоздают ли ответы? Как говорится, разберемся - собраться бы после...

Ведь прошлогодние участники «итогового конкурса», я считаю, полностью потеряли доверие и к литцентру, и вообще к каким бы то ни было творческим состязаниям. Их больше беспокоит, в какую бездну ухнулись их стихи-рассказы и когда, где (и под чьими именами - что не исключено при такой неразберихе) они всплывут завтра. Не знаю, связана ли эта атмосфера таинственности с описанной «НГ» ситуацией, но знаю, что многие ребята уже никогда не откликнутся ни на какие объявления о конкурсах. Да и ни на какие другие того же плана. Чем и обеспечат поголовный переход на «подачу заявок» безо всяких оценок жюри. Только обвинять их за это язык не поворачивается.

Могут сказать, что конкурсы - не главное, основное - само творчество. Но пока в городе действует лишь «Ковчег» с определенным направлением. Куда идти тем, кто чувствует себя неуютно в атмосфере этого клуба? Правильно, Туда-Куда-Нельзя-Называть. Вроде бы подсказать должен литературно-консультационный центр, но таковой в последнее время превратился фактически в клуб любителей рифмованных строк, читающих на посиделках (никаких обид, так называются заседания) как серьезные вещи, так и, по выражению драматурга Розова, «села птичка на сучок, я смотрю как дурачок». И, увы, уж совсем без каких-либо консультаций и обсуждений работ... Но это уже тема другого разговора.

Лариса КАЙНЮКОВА, Костанай