Поднять и опустить лифтовое хозяйство

Лифт в доме № 164 по пр. Абая работает без капремонта 27 лет

Надежда КОВАЛЬСКАЯ

Лифты в городе неизбежно устаревают, но ремонтировать их не спешат

Общепринятое слово лифт в переводе на профессиональный язык ЧСников звучит как «опасное техническое устройство». Логично предположить, что каждый подъемник в области должен находиться в зоне пристального внимания. Однако статистика говорит обратное: более 50% «опасных устройств» Костаная либо уже отслужили свой нормативный срок эксплуатации, либо готовятся уйти на заслуженный отдых в ближайшие 2-3 года. Между тем «просроченные» лифты благополучно продолжают поднимать людей на два десятка метров.

Лифтам все возрасты покорны

Это не страшилка, а вполне официальная цифра, озвученная на пресс-конференции департамента ЧС Костанайской области. Предтечей брифинга стало ЧП месячной давности в Астане, когда с 4 этажа сорвался лифт. В результате несчастного случая пострадали 3 человека, в том числе и трехлетний ребенок. Вообще-то сотрудники департамента планировали организовать круглый стол с участием представителей акимата, однако чиновники сие мероприятие присутствием почтить отказались, потому многие вопросы остались открытыми.

- Нормативный срок эксплуатации лифтов по ГОСТам составляет 25 лет, - сообщил главный специалист управления по госконтролю за ЧС и промышленной безопасностью ДЧС Костанайской области Валерий ГАЛЮК. - Через 2-3 года половина наших лифтов достигнут этого возраста. Ситуация требует внимания: для того чтобы продлить срок эксплуатации, необходимо сделать капитальный ремонт лифта, а на это требуются очень большие финансовые вливания. На сегодняшний день собственниками лифтов являются жильцы домов, собрать столько денег им не под силу.

ЧСники разводят руками, в этой ситуации они бессильны. Если раньше как-то можно было контролировать эту систему и замораживать отслужившие свой срок неисправные лифты, то сейчас руки связаны - подъемники находятся в частной собственности, проверять их дозволяется раз в 5 лет.

Лифтов-долгожителей много. За примерами далеко ходить не надо - дом в центре Костаная по адресу: Абая, 164. «Домашнему транспорту», который расположен в первом подъезде девятиэтажки, 27 лет. Его возраст можно определить как по документам, так и по внешнему виду кабины. Во многом, конечно, постарались сами жильцы: выжженные кнопки, исписанные стены, но видны и признаки «старости».

- На такие лифты мы обращаем особое внимание, - говорит мастер лифтового участка координационного союза ПКСК и КСК Виктор ДЕМИН. - Однако, по закону, чтобы лифт и дальше продолжал служить, необходимо сделать капремонт: поставить электронный редуктор и поменять двигатель. Обходится это, мягко говоря, дорого - миллионы.

«Неподъемные» подъемники

Дом обслуживает ПКСК «Восход», в котором отлично знают истинный возраст подъемника, но сами собрать нужную сумму на ремонт, как то предписывает закон, они даже не пытаются.

- Деньги на ремонт даже одного лифта нам собрать не под силу, - говорит председатель ПКСК «Восход» Елизавета НУРМУХАМЕТОВА. - Ждем, пока из местного бюджета помощь окажут.

Удовольствие ездить на соответствующем всем нормам лифте и правда не из дешевых. По данным флагмана техобслуживания лифтового хозяйства области ТОО «Костанайлифтинвест», ремонт одного подъемника в среднем обходится в миллионы тенге. Купить новый лифт и того дороже. Самый дешевый - от 4 миллионов тенге. Даже если раскидать стоимость на весь подъезд, среднестатистическому костанайцу такую сумму явно не потянуть.

- В итоге получается, что лифты, отслужившие срок эксплуатации, так и продолжают работать, - пояснил исполнительный директор ТОО «Костанайлифтинвест» Сергей БЕДЫЧ. - Есть такие подъемники, которым и по 40 лет. Все упирается в деньги. Благоприятный исход ситуации может быть лишь в том случае, если помогут городские власти.

Между тем некоторые из ПКСК, предвидя подобные проблемы, так и не взвалили на себя груз ответственности за лифты, которые им достались в комплекте со всеми нерешенными в свое время вопросами. Доходит до откровенного бунта. В доме № 8 по улице Текстильщиков в декабре 2008 года восстановили два лифта за счет городского бюджета. Ремонт обошелся почти в 2 млн тенге. Однако жители многоэтажки до сих пор поднимаются домой пешком.

- Мы не хотим брать на себя все расходы по содержанию лифта, - пояснила ситуацию председатель КСК «Алга» Галина ГОРКАВЧУК. - Его ремонт обходится в колоссальные суммы, а наш кооператив составляет всего один двухподъездный дом. В случае поломки мы просто не соберем нужную сумму. Этот лифт простоял 5 лет, как такового испытания не было, поэтому мы побаиваемся, что он проработает пару месяцев и сломается. Мы не отказываемся платить за обслуживание лифтов определенной организации, но брать на доверительное управление лифты и нести за них полную ответственность не хотим.

Кто, кому и что?

Костанайские власти несколько лет назад активно взялись за восстановление лифтов. Но вся беда в том, что даже после ремонта от пассажирских подъемников элементарно открещиваются, и дальнейшая судьба лифтов висит в воздухе. Начинается полная неразбериха и путаница на предмет «кто, кому и что должен». Так, например, произошло в доме № 107 по улице Бородина. Лифты здесь начали восстанавливать в 2002 году. В первом и втором подъездах их отремонтировали с долевым участием жителей. Жильцы третьего подъезда не спешили сдавать деньги и, как оказалось, правильно сделали, в конце концов лифт отремонтировали за бюджетные деньги, что стало причиной конфликта жильцов. Но суть даже и не в этом - повозмущались и делу конец. Несмотря ни на что, жильцы исправно вносили в кассу координационного союза ПКСК и КСК плату за обслуживание - 12 800 тенге с подъезда, но в апреле подъемники неожиданно остановили.

- Оказалось, что у нас задолженность за свет около 50 000 тенге, - рассказывает жительница дома № 107 по улице Бородина Валентина РАЙКОВА. - Мы обратились в обслуживающую компанию, поскольку мы им платим деньги. Они ответили, что это не входит в их обязанности, и во всем виноват ПКСК.

Возмущенные жильцы написали письмо с жалобой в антимонопольное агентство. Те в свою очередь прислали ответ: «...договор на работу лифта, предоставленный с вашей стороны, указывает на то, что ОЮЛ «Координационный союз ПКСК и КСК» осуществлял сбор денежных средств за электроснабжение лифта». В заключение антимонопольщики сообщили, что в действиях ОЮЛ усматриваются признаки, предусмотренные статьей 177 УК РК (мошенничество). Материалы передали в финполицию.

- 2 лифта, расположенные в доме по адресу: ул. Бородина, 107 мы уже запустили 22 августа, - прокомментировала ситуацию президент координационного союза ПКСК и КСК Татьяна ЗЕМЛЯНАЯ. - Просто пошли жильцам навстречу. Сотрудники финполиции действительно проверяли нас, но ситуация уже разрешилась.

Надолго ли?

В зоне повышенной опасности

Проблема заброшенных лифтов также остается открытой. За «мертвые» подъемники не отвечает ровным счетом никто. Хорошо, если стоят заколоченные и никому не мешают, но ведь многие из них представляют собой реальную опасность для жильцов. В доме № 68 по пр. Абая, к примеру, работает только один лифт, остальные находятся в стадии «заморозки». Во втором подъезде натыкаемся на страшную картину: там, где по обыкновению должна находиться кабина лифта, зияет чернотой провал. Один шаг - и ты на дне шахты. Внизу виднеется мусор, который беззастенчиво скидывают предприимчивые жильцы, не желающие идти к контейнерам. На втором этаже шахта тоже в открытом доступе. Это уже не шутки. Ребенок, не удержавшийся на ногах, запросто может свалиться туда и получить серьезные травмы. Несколько лет назад в одной из многоэтажек города уже погибла женщина, которая упала в шахту заброшенного лифта. Видимо, трагический случай так нас ничему и не научил. Впрочем, исполняющая обязанности председателя ПКСК «Данко» Вера КРАСИКОВА заверила, что шахты неработающих подъемников в доме № 68 уже начали расчищать, в скором времени их будут восстанавливать.

А что тогда говорить об Аркалыке, где вообще нет ни одного рабочего лифта? В Рудном свои заморочки: горожане с удовольствием пользуются лифтами, но вот платить за услуги зачастую не хотят. По информации директора КГП «Спутник» Галины ЧАБИНОЙ, долгов накопилось ни много ни мало 8 миллионов тенге. Приходится выбивать неуплаченные деньги через суд. Заброшенных лифтов также хватает.

Пример для подражания

В ситуации с лифтовым хозяйством позавидовать можно лишь Лисаковску. На сегодняшний день из 65 лифтов работают все. А ведь к 2000 году в небольшом городке оставалось лишь 7 неразграбленных подъемников.

- Восстанавливали с помощью бюджета города, - говорит главный инженер ТОО «Лисаковский лифт» Антон КЛИМОВ. - Действительно, многие лифты старые, но мы и с этим справляемся. Получили лицензию на проведение экспертных работ. Кроме того, у нас расписан план капремонта лифтов на 5 лет вперед. За это время мы отремонтируем 24 лифта.

Выходит, можем, когда захотим!

Как охарактеризовать ситуацию с лифтовым хозяйством области в целом - не вопрос. Вопрос, как ее изменить. И вопрос этот до сих пор открыт.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА

По данным ЧС, ситуация с лифтами стабильна только в Лисаковске

Рисунок Алексея МАЦАРИНА