На джипе за впечатлениями

Почти все реки, встреченные на пути, путешественники преодолевали вброд

Юлия АНДРУСЕНКО

Костанайцы проехали на внедорожниках через три страны

24 дня 11 костанайцев на  четырех специально подготовленных внедорожниках проехали через Казахстан, Россию и Монголию. Им пришлось пересекать реки вброд, преодолевать горные перевалы и столкнуться с серьезным бездорожьем. Группа костанайцев не первый  раз отправляется испытать свои машины, себя и больше узнать о стране и мире. В 2009 году костанайские автолюбители устроили джип-тур на Аральское море, в 2010-м - на Каспийское.

- В этот раз мы впервые выезжали за пределы Казахстана, - рассказал один из организаторов поездки  Сергей ЧЕПОВСКИЙ. - Основными целями поездки были озеро Байкал и столица Монголии - Улан-Батор.

Автомобили подготовлены к езде по тяжелому бездорожью, на них установлены лифт-комплекты, лебедки, большие колеса, в каждом есть GPS-навигатор и устройство спутниковой связи.

Всего в пробеге приняли участие 11 любителей экстрима. В их числе Сергей Чеповский и Владимир Невзоров на двух Toyota Land Cruiser 100.

Toyota Land Cruiser 80 вел Амангельды Кусаев, за рулем Toyota Hilux был Олег Кабановский.

Вернулись в родной город мужчины изрядно уставшими: это вам не шутки почти 10 000 км за рулем. Но все уверены: поездка удалась. На протяжении всего пути им удалось не только проверить самих себя на стойкость и выносливость, но и  увидеть много нового.

К поездке начали готовиться за полгода до дня отъезда.  И без того подготовленные машины были приведены в полный порядок.

Самое яркое впечатление у путешественников оставила природа. 

- Каждые  200 км нашего пути она менялась, - рассказывает Сергей, - сначала были степи, потом лесостепи, потом леса, потом горные леса, потом горы с заснеженными вершинами. Мы проехали горы Саяны, крупные реки, такие как Енисей, Ангара.

Из 24 дней, проведенных в дороге, мужчины останавливались в гостинице лишь 4 ночи, остальные провели в палатках.

Это путешествие трудно назвать отдыхом, но вперед  искателей приключений погнал интерес: каждый день пути приносил что-то новое, а это мощный двигатель.

...Как ни готовились путешественники, а от разработанного маршрута пришлось отступить.

- Из Иркутска мы выехали на остров Ольхон не по положенному пути, - делится Чеповский. - Маршрут должен был пролегать по асфальтированной трассе - до острова по ней 300 км. Но перед выездом  мы забили нашу цель в  GPS-навигатор и он предложил новый маршрут - 250 км. Мы по нему поехали, а через 70 км выяснили, что это не тот путь - асфальт кончился и начались лесовозные дороги.  Лесовоз - машина с огромными колесами, после них остается глубокая колея. Но мы решили не сворачивать и проехали по  ней. Местные нас пугали, мол, на этой дороге лесовозы на бок ложатся. Но мы этот участок успешно миновали. Правда, сутки из-за этого потеряли. Но именно для такого вызова самим себе и была задумана поездка - мы за этим и ехали. 

Все машины экспедиции были оборудованы дальнобойными рациями, поэтому всю дорогу водители грузовиков с нами разговаривали,  где-то даже помогали - говорили, где полиция дорожная стоит, где дороги получше.

Когда приплыли на пароме на Ольхон, в первую очередь осмотрели красоты острова, а потом устроились на отдых - рыбачили, готовили на костре.

- У нас с собой была газовая плита и большой баллон,  - рассказывает Чеповский, - но нужно ли рассказывать, что пища, приготовленная на дровах, гораздо вкуснее.

Наиболее яркая часть автопутешествия пришлась на Монголию, считают автолюбители. Если уровень жизни россиян и ее уклад как-то знакомы ввиду близости этой страны, то вот традиции и обычаи монголов для многих по-прежнему неизвестны.

- Города в нашем понятии и в Монголии - вещи абсолютно разные, - говорит Чеповский,  - там все живут в юртах. Всего в стране три города. Остальное население живет россыпью. На протяжении всей дороги расположены юрты. Главная дорога в стране - грунтовая. Асфальт на ней начинается в  120 км от столицы. Рядом с каждой юртой стоит спутниковая антенна и солнечная батарея. Других источников электричества  у людей нет. Зато Улан-Батор - столицу Монголии - можно сравнивать с Астаной. Этот город строится и процветает. Всего в этой стране живет 2,7 млн людей. 1 млн сконцентрирован в Улан-Баторе.

- В Монголии мы покупали барана живого, резали сами, - рассказывает Сергей, -  захотелось мяса.

Самая большая трудность этой покупки заключалась в том, что покупатели не знают ни слова из монгольского языка, а продавцы совершенно не владеют русским. 

- Есть захочешь, на любом языке заговоришь, - улыбаясь, рассказывает Чеповский, - там баранов все продают. Мы подъехали к юрте, они как раз собирались овечку резать. Подзываем мужчину и показываем ему на отару овец. Он нас понять не может. Мы ему показываем характерный знак - мол, сколько  стоит. Он нам палочкой на земле написал - 100 000 тугриков. Это примерно $80 - вдвое дешевле, чем у нас.  Нам дали выбрать барана, мы посадили его в мешок и погрузили в багажник машины. Во время очередной стоянки его зарезали и ели в течение трех суток. Все припасы путешественники взяли с собой.

В следующем году мы думаем снова отправиться в путешествие в том же составе, - признаются экстремалы. А вот куда - пока не знают. Говорят, у них еще есть полгода, чтобы придумать идею и проработать маршрут.

Фото из личного архива В. НЕВЗОРОВА