Йо-хо-хо, а куда бутылку?

Сотрудница приема стеклотары по улице Козыбаева рассказала, что работает на костанайскую фирму «Атамекен 4 плюс»

Надежда КОВАЛЬСКАЯ, Юлия АНДРУСЕНКО, ng@ng.kz

Сдавать стеклотару сегодня выгодно только бомжам

Батареи разнокалиберных бутылок давно и прочно вписались в городской пейзаж. Валяющиеся повсеместно поллитровки лениво обходят даже бомжи. А ведь в советское время с гремящими авоськами к заветному окошку стеклоприемника вереницей стекались как розовощекие пионеры, так и местные забулдыги. Кто на мороженое, кто на чекушку... Точки сбора бутылок никто не отменял, да и тары предостаточно. Почему сегодня «стекло» обесценилось?

 По следам бомжей

Итак, отправляемся в рейд по стеклоприемным пунктам. Если раньше каждый ребенок знал, где в его районе располагается заветное «окошко», то сейчас найти таковое можно только по наводке местных маргиналов. Их мы и использовали как основной источник информации. Бомж Анатолий, с интересом изучающий содержимое мусорных баков во дворах по улице Майлина, уверенно указал на угол ближайшего дома. Проследив глазами за грязным пальцем бродяги, мы увидели обшарпанное синее крыльцо без намека на вывеску. Чтобы не вызвать подозрения, решили не отходя от кассы запастись стеклотарой. Благо за мусорными баками их было предостаточно, что вызвало вполне оправданное удивление. Хотя, присмотревшись, поняли, что обнаружили чужой тайник: поллитровки лежали аккуратной кучкой, словно поджидая своего хозяина. Бессовестно обобрав неизвестного нам бомжа, выбрали из кучи штук 10 бутылок разного калибра - из-под водки, пива, джин-тоника и энергетических напитков. Сурового вида сотрудница скептически оглядела предложенное ей многообразие и тут же забраковала все, кроме одного «пузыря». Стало ясно, почему груда бутылок, на которой мы решили поживиться, оказалась невостребованной.

- Остальные неприемные, - отрезала женщина.

- А какие тогда принимаете? - полюбопытствовали мы.

- У меня сорок видов бутылок. Что я, их все буду вам перечислять? - неласково ответила приемщица.

Для того, чтобы все-таки выяснить, какие бутылки нынче пользуются спросом, решили прибегнуть к хитрости.

- У нас на даче штук 500 бутылок есть разных. Возьмете?

- Ну смотря какие, - повелась тетка. - Из-под водки только поллитровые, 0,7 не берем. Пивные - в основном «Балтику» и «Жигулевское». «Карагандинское», «Белый медведь», «Дербес» можете не нести.

Так как сбыть нам удалось только одну бутылку, доход оказался невелик - 2 тенге. Впрочем, как мы выяснили, сдача стеклотары вовсе не прибыльное дело. Самая дорогая бутылка стоит 3 тенге. Такую сумму вы можете получить за тару из-под «Хуторянки». На втором месте пивные. Их цена - 2 тенге. Остальные - по одной.

Сетуют на низкие цены на «бутылочном» рынке и основные поставщики - бомжи.

- Я вообще собираю бутылки только из-под «Жигулевского», - рассказывает наш проводник Анатолий. - В день удается заработать тенге 100-150. Это мало. Вот металл сдавать гораздо выгоднее, особенно медь.

 Бутылки - для «Атамекена»

Второй пункт стеклоприема мы нашли также не без помощи местных бомжей. Впрочем, дорогу сюда знают не только маргиналы. 8-летний мальчик, которого мы встретили по пути, тоже подсказал нам направление. Никита ходит в пункт приема стеклотары с бабушкой. Такие походы приносят им в среднем по 100 тенге.

Искомая точка располагалась прямо в частном жилом доме, спрятанном от любопытных взглядов высоким железным забором с небольшим окошком. Очередной пункт стеклоприема, расположенный недалеко от перекрестка Амангельды-Козыбаева, встретил нас характерным звоном. Осторожно заглядываем в окошко: весь двор заставлен уже упакованными в мешки и ящики бутылками. Местная приемщица оказалась словоохотливее, чем ее коллега, но представиться отказалась, сослалась на корпоративную этику. Тут мы уже не стали скрывать цель своего визита и прямо объяснили, кто мы и откуда.

- Приемом стеклотары я занимаюсь давно, - поделилась информацией женщина. - Раньше работала как ЧП, но трудно оформлять налоговую отчетность. Поэтому сейчас собираю бутылки для «Атамекена» за минимальную зарплату. Это удобно: работаю на дому, хватает времени на внуков. Раз в полтора месяца за товаром приезжают. Основной контингент сдающих - бомжи и пенсионеры.

Для чего «Атамекену» столько бутылок, мы здесь так и не узнали. Сотрудница хранила молчание, соблюдая, как она сказала, условия трудового договора.

 Меняем шило на мыло

Раскрыть «коммерческую тайну» нам удалось случайно. Следующий пункт приема ничем не удивил - те же цены, те же условия. Вот только располагался он в одном здании с представлявшей для нас большой интерес конторой «Атамекен 4 плюс». Ее директор раскрыл нам некоторые тонкости стеклоприемного бизнеса.

- Величина оборота зависит от наличия заказов, - пояснил директор ТОО «Атамекен 4 плюс» Андрей КЛИМЕНТЬЕВ. - У нас нет постоянных контрактов с организациями - все заказы разовые. На данный момент мы работаем с алматинскими предприятиями. Перепродаем бутылки таким же закупщикам, как и мы. Если заказов нет, мы прекращаем прием бутылок. Всего по городу у нас 3 точки. Сейчас никто не заинтересован сдавать бутылки, кроме бомжей и стариков. Правда, после того как открыли границу с Россией, у нашего бизнеса появились перспективы. Оттуда поступают интересные предложения. Сейчас мы готовим партию для вывоза. И если так пойдет и дальше, то можно разворачиваться. Тогда будем принимать любые бутылки - на бой.

Это все. Подробностей нет. Кому конкретно идут костанайские бутылки и куда они деваются потом - неизвестно .Об этом Климентьев разговаривать отказался. Говорит, коммерческая тайна.

Слова Климентьева нас удивили. Мы наивно предполагали, что бутылки из стеклоприемников обретают вторую жизнь на местных предприятиях, разливающих напитки.

- Бутылки для своего производства мы закупаем в России, - разуверил начальник отдела технического снабжения ТОО «Арай» Владислав СЕРЕБРЯНСКИЙ. - У казахстанских производителей стеклотару покупать дорого.

- Для вторичного использования мы берем только ту стеклотару, которую сами же и принимаем в своих фирменных магазинах, - подтвердила Светлана КАФЕЕВА, начальник службы качества ТОО «Арай».

В ТОО «Лидер-2», который базируется в Рудном, нам так же пояснили, что стеклотару для своей продукции они закупают в Китае и России. Вторично стеклотару не используют, считают, что открывать собственные пункты приема стеклопосуды невыгодно.

Если все вышесказанное правда, то получается странная картина: мы планируем продавать использованную стеклотару северному соседу, чтобы у него же покупать новую.

 Добровольно лезем в бутылку

Тем временем изобилие собственного невостребованного стекла вместо прибыли приносит ощутимый вред.

- Бутылки и битое стекло можно найти под каждым кустом, а особенно их много на несанкционированных пляжах, - говорит эколог Людмила МУЗЫЧКО. - Такая ситуация не может не вызывать тревогу, ведь стекло сохраняется в почве до 200 лет. А все потому, что сейчас это вторсырье нигде не реализуется. Раньше ведь как было? Выпил бутылку лимонада - сдал. И самому хорошо - лишнюю копейку заработал, и производителям напитков на руку, и экологии урон не наносишь. Раньше сбором стеклопосуды даже пионеры организованно занимались. А сейчас бомжи на свалках бутылки подбирают, а оттуда посуда, вполне возможно, отправляется на подпольные заводы по изготовлению спиртного. Думаю, эту проблему можно было бы решить только одним способом - создать перерабатывающие заводы. Например, в Эстонии, где я была на конференции, посвященной как раз этому вопросу, свалок вообще нет, перерабатывается буквально все, даже жестяные банки.

Ненужные бутылки скапливаются на улицах города не просто так. Как ни странно звучит, этому способствуют сами же пункты стеклоприема. Во-первых, стеклотару в наших киосках покупают неприлично дешево. В советское время бутылку из-под лимонада стоимостью 36 копеек можно было сдать за 20. Добавив к этому 15 копеек, можно было купить еще «Буратино». А что сейчас можно приобрести за 2 тенге?

Во-вторых, в пунктах скупают только определенные поллитровки, игнорируя большинство. Но при этом условия приема у нас куда демократичнее, чем в странах Европы и РФ. В Костанае их принимают немытыми и, что самое интересное, с этикетками. А ведь разноцветные бумажки, указывающие на содержимое бутылки, убирают не зря. Для производителей «паленой» водки бутылка с этикеткой - самый удобный вариант. Завинтил такую тару крышкой - продукция готова.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА