«Не надо нас разделять!»

Отклик на письмо Сабили ИБРАЕВОЙ «Быть билингвами - это норма» («НГ» 15 (263) от 12 апреля 2007 года. Тема - языковая политика в Казахстане)

В каждом государстве во все времена было и положительное, и отрицательное. И люди это понимают, историю и прошлое чтут, чтобы не быть дикарями. Только мы, как те иваны, не помнящие родства, всё время плюем прошлому вдогонку.

Конечно, и в советское время не всё было ладно. Но ведь было и очень много хорошего. Почему об этом начисто забыли?

С освоением целины казахстанцы жить стали гораздо лучше, чем жители центральной России, где в некоторых местах и сейчас нет ни газа, ни электричества, ни таких дорог, как у нас. Вы пишете, что целина для казахов - страшный стресс. А спросите Камшат Доненбаеву, что ей дала целина, какой «стресс». Женщина-казашка - на тракторе К-700, героиня, стала известна на весь мир, депутат высшего органа власти - Верховного совета. Или Жансулан Демеев, который стал Героем Социалистического Труда. Благодаря целине тысячи людей переселились из пластовых землянок в добротные дома. Люди наелись хлеба вдоволь. Сколько положительного сказано о целине. А такое слышу первый раз...

Вы пишете - «русским есть куда уезжать... Пусть едут, если не нравится». А вы разве не знаете, что мы живём на своей земле? Это наша родина. Вы пишете, что все нации умные и способны выучить язык. Да в каждой национальности есть люди красивые и некрасивые, умные и неумные. Всякие. И талантливые, и такие, что  умудряются в первом классе два года просидеть. Всё зависит от способностей человека, его воспитания, его мировоззрения. Толстой и Достоевский вошли в мировой золотой фонд, а некоторым их язык помешал, стал стрессом.

У моего отца был самый близкий друг Тюлюбай. У моих сыновей с раннего детства и до сих пор самые близкие друзья - казахи. Да какие ещё люди хорошие, как родные. Так что не разделяйте нас, пожалуйста, не надо. И не гоните нас в Россию. Мы - дома! А немцы, корейцы, армяне и все другие 100 национальностей куда, по-вашему, должны уезжать? С кем останетесь, кто будет работать?

А казахский язык выучить гораздо легче, чем русский, или как теперь престижный английский. Просто надо правильно организовать обучение и последовательно требовать исполнения. И без всяких 30-ти процентов надбавки чиновникам за то, что они, видите ли, выучат государственный язык. И это ещё один интересный вопрос: почему детей - будущее страны, родители учат за собственные деньги, а чиновников будут учить бесплатно, за государственные? Это им на бедность что ли такая привилегия?

Ещё Сергей Есенин писал: «Если тронуть страсти в человеке, то, конечно, правды не найдёшь». Оглянитесь вокруг! С кем воюете? Кому льстите? Надо мирно жить! Жизнь такая короткая, зачем её укорачивать себе и людям? Давайте находить приемлемые, умные решения, не разжигать страсти.

Лилия СМИРНОВА, пенсионерка, Костанай

Я родился в селе Миролюбовка Демьяновского района Кустанайской области. В нашем селе школа была только до четвёртого класса. Остальные шесть лет я и мои сверстники ходили за 10 км в соседнее село Ершовка. Мы хотели учиться, а время было тяжёлое - 1948-1954 гг. Кроме основных предметов, наравне со всеми с 5-го по 7-й класс мы изучали казахский язык. Мы бы его продолжали и дальше учить, но не было учебни­ков за 8-10 классы. Вопрос невольно напрашивается : кто виноват в отсутствии учебников?

Вы говорите,что целинная эпопея 50-х годов сломала привычный уклад жизни казахского общества, что закрывались казахские школы. Позвольте возразить. На базе с. Миролюбовка был организован совхоз «Киевский» с пятью отделениями. По инициативе областного отдела образования на центральной усадьбе совхоза целинники построили трёхэтажную среднюю русско-казахскую школу, а также двухэтажное здание интерната для учащихся трёх районов области, обучающихся казахскому языку.

После получения самостоятельности в республике началась криминальная привати­зация. Света нет, кормить детей нечем, баня не работала. Интернат в срочном порядке закрыли, мебель растащили, здание разрушили. Но ведь это сотворили не Ельцин и не Горбачев, а местные чиновники. Вот теперь мы и пожинаем «труды» по знанию государственного языка. Кого винить?

Николай МАНАХОВ, п. Майколь, Костанайский р-н