С «автоматом» удобнее

Станислав НАМ

В последнее время в продаже стало появляться больше автомобилей с автоматической коробкой перемены передач. Насколько она надёжна в сравнении с механической передачей и какие есть особенности в её эксплуатации? На эти вопросы отвечает постоянный эксперт «НГ», кандидат технических наук, профессор КГУ Валерий ЗЕЛЕНИН.

- Во-первых, для нас это всё-таки не новинка. «Автоматы» устанавливались на «Волгах» первой партии, ещё где-то в 1956-м году. Но, очевидно, тогда они были для наших водителей слишком сложны в эксплуатации и ремонте, поэтому завод сразу же перешёл на более простые и по тем временам более экономичные коробки с механической передачей. Сейчас в США на дорогах около 90% автомобилей с «автоматами», в Японии и Корее - около 80%, в Европе чуть меньше - 60%. Я сам сейчас езжу на машине с «автоматом» и не скажу, что пользоваться такой коробкой передач сложно. Главной проблемой для меня было избавиться от привычки хвататься за рукоятку коробки, которая выработалась на прежнем автомобиле. Для этого мне понадобилось около двух месяцев.

Что касается экономичности, то дело в том, что передача энергии от двигателя к ведущим колесам через механическую коробку происходит сразу, а в «автомате» - через масло в гидротрансформаторе, и по причине его тягучести этот процесс идет более плавно, в результате чего некоторая часть энергии теряется. Но современные автоматические коробки по данному параметру почти  сравнялись с механическими. Зато есть выигрыш в другом. Он связан с наличием автоматического регулирования режима работы двигателя с учетом его мощности, состояния дороги и скорости движения при переключении передачи. В результате чего в цилиндры подаётся столько топлива, сколько в данный момент и нужно двигателю. Бензин расходуется более экономично. Я уж не говорю о комфорте, который испытывает водитель. Ему нет необходимости отвлекаться на переключение передач, поэтому он больше внимания уделяет дороге.

Для тех, кто только собирается купить машину с «автоматом», могу сообщить и ещё об одном удобстве. У неё всего две педали. Одна совмещает в себе управление сцеплением и тормозом, второй - регулируется подача топлива в двигатель. Когда вы начинаете движение, то, отжав педаль сцепления, вам достаточно передвинуть рычаг автоматической коробки передач в положение «D» («драйвер») и затем педаль сцепления отпустить. Автомобиль сразу же начинает медленное движение. После чего вы давите на педаль «газа». От степени давления на педаль и будет зависеть, сорвётся ли ваша машина с места или продолжит плавно развивать скорость. Но самая главная особенность заключается в том, что теперь, до тех пор, пока вы не приедете в конечный пункт, вам нет необходимости прикасаться к рычагу переключения передач. Во время остановки  у светофора вам достаточно лишь отжать педаль сцепления. Она вначале отключит сцепление, а затем начинает управлять системой торможения. Загорелся желтый свет светофора - вам достаточно отпустить педаль сцепления, и движение продолжится.

О том, какого ухода требует автоматическая коробка передач, и по каким признакам можно узнать о её неполадках, эксперт расскажет в следующем номере.