Смерть под водой

Так выглядела «Булгария» до катастрофы

www.pravda.ru

«Булгарию» погубили ротозейство и беспечность

По-видимому, эта тема навсегда впишется в анналы российского судоходства, как катастрофа с теплоходом «Александр Суворов», лайнером «Адмирал Нахимов» и т. д. Эксперты уже сейчас называют причину катастрофы судна «Булгария»: ротозейство и беспечность команды. Собственно, это самые главные причины всех без исключения российских катастроф.

Пока  специалисты не очень-то спешат давать комментарии. Но уже ясно и без них, что главная причина страшной трагедии - человеческий фактор. Пусть даже некоторые называют его как-то по-другому, например, «технические неисправности». В данном случае к техническим факторам привел именно он, человеческий!

Если бы экипаж, круизная компания и вообще хоть какие-то контролирующие органы как следует смотрели за техническим состоянием судна, ничего бы не произошло. Пока «технически» ясно, что при резком повороте у судна возник излишний крен, через открытые иллюминаторы стала поступать вода. Произошло все стремительно. «Булгария» нахлебалась воды и затонула. По последним данным, спасли пока 80 человек, около ста до сих пор числятся пропавшими.

Как сообщает пресса, мимо тонущих пассажиров прошли два судна, несмотря на призывы о помощи. В стране объявили траур по жертвам крушения теплохода. Кстати, число погибших можно установить только весьма приблизительно, судно явно было перегружено. По свидетельствам очевидцев, народу там было больше, чем предусмотрено по штату. Уже прозвучали в прессе слова свидетелей, что не все пассажиры садились на судно по билетам - неучтенных «своих», то есть знакомых членов экипажа, было тоже немало. Увы, было на судне и несколько десятков детей...

Стоит напомнить, что теплоход «Булгария» совершал прогулочный рейс в Болгар - древнюю столицу Волжской Булгарии. В последнее время власти Татарстана делали большую ставку на этот туристический объект и даже специально обустроили пристань Болгара для возможности причаливания больших теплоходов. Как говорят специалисты, после трагедии рынок пассажирских перевозок и туристических рейсов на Волге может сократиться в разы, а то и вовсе сгинуть. Скорее всего так оно и может быть.

Президент России Дмитрий Медведев потребовал, чтобы прокуратура проверила всех причастных к рейсу теплохода «Булгария», который, по предварительным данным, находился в аварийном состоянии и больше чем полвека вообще капитально не ремонтировался. Хотя и так ясно, что «аварийность» была не столько на самом судне, сколько в головах его владельцев!

Смутить пассажиров «Булгарии» должна была уже цена билета на круиз: 1500 рублей за два дня - в 2-3 раза ниже реальной стоимости билета. Затраты на ремонт или регулярный отгон судна в док впоследствии сказываются на стоимости билетов. В том числе и поэтому круизы - недешевое увлечение. Недельное путешествие по «Золотому кольцу» на пароходе стоит около 1000 долларов.

Президент дал поручение прокуратуре тщательно проверить «и этих судовладельцев, и тех, кто выдавал разрешения на судовождение, и всех, кто причастен». Хочется верить, что конкретные и настоящие виновные будут названы и наказаны. Не хотелось бы, чтобы события шли по привычному в России сценарию: любая отечественная разборка включает в себя поиск виновных, наказание невиновных и поощрение непричастных...

Некоторые эксперты уже сравнивают катастрофу «Булгарии» с трагической аварией другого круизного теплохода, лайнера «Александр Суворов», которая имела место 5 июня 1983 года. Общего очень много. «Суворов» был приписан к Нижнему Новгороду. Его рейсы по Волге были очень популярны. Он курсировал примерно по тем же местам, где затонула «Булгария».

Следуя по маршруту туристического круиза Ростов-на-Дону - Москва, 5 июня 1983 года в 22:45 «Александр Суворов» на полном ходу зашел под несудоходный пролет Ульяновского моста через Волгу и задел конструкцию. В результате столкновения у судна была полностью снесена рубка, кинозал, срезаны дымовые трубы. Скорость теплохода перед столкновением составляла 25 километров в час, то есть была близка к максимальной. После столкновения теплоход по инерции прошел под мостом еще 300 метров...

Эксперты быстро пришли к однозначному мнению, что к катастрофе привели следующие причины: халатность первого штурмана; халатность рулевого; отсутствие сигнальных огней на мосту в темное время суток. На шестом пролете, через которое такое судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика, напоминавшая своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судовой пролет. В общем, налицо совпадение факторов, главный из которых - человеческий!

BBС сообщает

В результате крушения двухпалубного электрохода «Булгария»,  по последним данным, погибло 83 человека, МЧС продолжает поиск тел. Установить, сколько людей находилось на теплоходе в момент крушения, спасатели пока так и не смогли. По последним официальным данным, их было 208 человек, из них 80 спаслись.

Сообщается о возбуждении уголовных дел в отношении директора ООО «АргоРечТур», старшего эксперта Камского филиала российского речного регистра, а также капитанов судов, не оказавших помощи «Булгарии».

Фото lenta.ru