Поднять и не «сложиться»

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz

Как выбрать домкрат и правильно им пользоваться?  

В багажнике вашей машины - старенький домкрат, и вы решили заменить его на новый. Какой конструкции отдать предпочтение? За советом мы обратились к старшему преподавателю инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадию САВЕЛЬЕВУ.

- Сегодня автомагазины действительно предлагают широкий выбор домкратов. За основу нужно брать вес автомобиля, на котором домкрат будет использоваться. Его «силовые» возможности зависят от принципа привода подъемного механизма, который используется в конструкции.  По этому важному элементу различают механические и гидравлические домкраты.

В основе конструкции первых лежит винт с прямоугольным или трапециевидным профилем. Он может располагаться горизонтально, вертикально или под углом. Самая распространенная конструкция горизонтально-винтовых - ромбообразные домкраты. Их грузоподъемность от 500 до 2100 кг. Они отличаются простотой, их компактно можно разместить в багажнике, к тому же они достаточно надежные. Вертикально расположенные винты обычно были в домкратах «легковушек» советского производства. Они просты и считались самыми надежными. Правда, их грузоподъемность ограничивалась 1000 кг. К тому же для фиксации плеча домкрата во время подъема в кузове должны быть предусмотрены специальные гнезда. И тут еще одно неудобство - они постоянно забиваются грязью.

Для грузовых машин когда-то выпускались домкраты с мощным вертикальным винтом, способные поднять от 2 до 5 т.

Подъемные механизмы с винтом, расположенным под углом, считаются неустойчивыми, поэтому водители к ним обычно относятся с недоверием.

В гидравлических домкратах механическое усилие передается специальной жидкостью или маслом с помощью поршневого насоса. Это дает возможность поднимать автомобиль весом до 20 т и на высоту до 450 мм. Но для большинства машин достаточно и домкрата, способного поднять 4 т. Они также бывают с вертикальным расположением плунжера и горизонтальным. Последние чаще используют в гаражах или мастерских. Все они имеют один общий недостаток: гидравлическая жидкость, находящаяся под большим давлением, рано или поздно находит щелку и тогда требуется ремонт. Или даже замена.

При покупке любого домкрата обязательно проверьте наличие сертификата. Он дает гарантию безопасности. В этой связи - отдельный разговор о некоторых правилах, которые нужно соблюдать во время работы с домкратом.

Во-первых, положите в багажник деревянную дощечку 250x250 мм, толщиной не менее 25 мм. Она пригодится, если будете поддомкрачивать машину на мягком грунте. Причем не обязательно для замены колеса. Например, если автомобиль забуксовал в лесу, то, подняв колесо, под него можно положить хворост или ветки, которые дадут необходимое сцепление с землей.

Во-вторых, поднимая заднее колесо, под передние с двух сторон положите упоры. И наоборот. Иногда водители страхуются еще включением скорости и «ручника». Если машина заднеприводная, а вы меняете переднее колесо, такая мера поможет. Но она бессмысленна в случае замены заднего колеса. Та же логика и для автомобиля с передним приводом.

В-третьих, после подъема машины для длительных ремонтных работ обязательно установите под кузов подставки. (Они также должны быть сертифицированы). Особенно, если для ремонта придется лезть под автомобиль. В крайнем случае можно использовать деревянный чурбачок. Если и его нет, то положите под порог кузова запасное колесо.