Рубрики газеты
Форум
bgb
Что так сердце растревожено...
Даже если назначить популярное холтеровское исследование, при котором работа сердца мониторится целые сутки, можно получить нормальную кардиограмму, которая вовсе не будет означать, что человек...
26.09.18 01:33
Menden1968
Жители Затобольска празднуют маленькую победу - пруд-испаритель перенесут
...Затобольска празднуют маленькую победу - пруд-испаритель перенесут Объяснить кто может что такое пруд-испаритель? рядом с домами ... ведь из этого пруда вонь будет идти...ноу хау по Затобольски.У...
26.09.18 01:30
Серый волк
Пропавшую в Костанае 16-летнюю девушку нашли
Vital: Родители , могу дать на сутки в аренду хороший кожаный ремень. Фирма. Качественный. Могу дать в аренду хороший, качественный источник знаний. Алисе, как прекрасной представительнице...
26.09.18 00:49
drakon
Только на казахском и английском - управление по развитию языков не видит нарушения закона в табличках с QR-кодом в Костанае
Sniper: Гони штраф 40 тысяч теньге. И разбежимся!!! Источник:www.ng.kz Так сказал сержант ДПС и забрал деньги из бардачка машины Доктора Бакчана... :lol:
25.09.18 22:40
drakon
Дороги в Узунколе отремонтирует снег?
Дождь,снег и морозы - вот главные строители дорог... :lol:
25.09.18 22:37
Перейти в форум »
 
 
Быстрее не бывает
 
 

Вузы в рыночной стихии

Школа окончена - впереди вуз. Сколько это будет стоить родителям?

Евгений ШИБАРШИН, shibarshin@ng.kz
Дилара АРОНОВА, ng@ng.kz

Что получили казахстанские студенты от платного обучения?

Год назад журналисты «НГ» провели исследование возможностей крупнейших вузов Костанайской области и ближайших российских («НГ», 03.06.2010, «Любой вуз за ваши деньги»). Газета опубликовала таблицу, в которой сравнила стоимость обучения в этих университетах, количество «остепененных» преподавателей и наличие объектов инфраструктуры, призванных создать нормальные условия для учебы и отдыха студентов. Судя по отзывам читателей, публикация многим помогла в выборе вуза или определении предпочтений. В этом году мы решили пойти несколько иным путем.

Увеличат плату или нет?

Что касается инфраструктуры учебных заведений, то ожидать радикальных изменений за прошедший год не приходится. Разве что в Костанайском госуниверситете отремонтировали старое общежитие, да под эти же нужды в 2011 году запланировали реконструкцию одного учебного корпуса, а в 2012-м - строительство нового здания на территории бывшего сельхозинститута. Подобная информация всегда доступна на сайтах вузов. А вот если вы хотите узнать, сколько стоит обучение, тут вас ожидает глубокое разочарование. Исключение составил Костанайский госуниверситет.

На его сайте опубликована информация о стоимости обучения на 2010-2011-й учебный год по всем специальностям. Не держат они в секрете от прессы и предполагаемую оплату в следующем учебном году. Правда, с одной оговоркой: она пока не утверждена в Министерстве науки и образования РК, а потому не является официальной. Проректор КГУ Дюсенбай СЕЙТКАЗИНОВ сообщил «НГ», что по специальностям, которые даются в их вузе, министерство определило стоимость обучения одного студента в предстоящем учебном году от 342 900 до 346 400 тенге. Это примерно на 10 000 - 15 000 больше, чем министерство предлагало в прошлом году.

- Эта прибавка сделана с учетом уровня инфляции, - пояснил Сейтказинов. - Но если мы установим такую же плату для студентов, то уровень доходов населения в нашем регионе такой, что они вряд ли ее «потянут». Поэтому мы посчитали все наши возможности и на ученом совете КГУ решили установить стоимость обучения на 30-40% меньше, чем предлагает министерство. Но она все равно будет выше той, что была у нас в этом учебном году. Хотим этого или не хотим, но с инфляцией нужно считаться. Надеемся, что в министерстве наши доводы примут.

Все регулирует минобразования

Из беседы с руководителями и представителями администрации других вузов выяснилось, что Минобразования РК уже несколько лет регулирует размер оплаты за обучение студентов, не получивших государственные гранты. В том числе и в частных вузах. Правда, расчеты министерства носят рекомендательный характер.

- Но расчеты министерства не учитывают особенности регионов Казахстана, - сетует ректор Костанайского инженерно-педагогического университета Сабит ИСМУРАТОВ. - Цены на товары и услуги везде разные. Как и доходы населения. Поэтому и реальная стоимость обучения должна быть разная.

Нечто подобное мы услышали и от помощника ректора Костанайского социально-технического университета Лилии МОРОЗ:

- Наше учебное заведение создавалось Зулхарнаем Алдамжаровым с целью помочь получить высшее образование детям из сельских школ, родители которых не имеют больших доходов. Потому университет и называется «социальным». Мы без ущерба для качества подготовки специалистов могли бы в большей степени снизить плату за обучение, но существующий порядок этого не позволяет.

По ее информации, усредненная стоимость обучения специалистов, которых готовят в этом вузе, на 2010-2011-й учебный год министерством определена в размере 317 000 тенге. Фактически в КСТУ плату берут почти в 2 раза меньше. Впрочем, как и в других частных вузах. И это при том, что они предлагают студентам общежития и развивают материально-техническую базу для обучения.

Но все собеседники почему-то в один голос заявляют: документы со стоимостью обучения по профильным для них специальностям министерство должно выслать им только в июне. По этой причине они не могут определить размер оплаты на предстоящий учебный год. А когда процесс приема абитуриентов пойдет, то они, дескать, обо всем узнают от приемной комиссии.

Тут, скорее всего, дает о себе знать механизм конкуренции. Ведь абитуриента лучше сагитировать не публикацией прайс-листа на сайте, а в живом разговоре, когда он придет в приемную комиссию. Не жесткая ли конкуренция между вузами так насторожила министерских чиновников, что они взялись за регуляцию размера оплаты? Ведь получается, что уменьшать ее все же позволяют. Вопрос лишь в том, насколько и ради какой цели? Не в этом ли собака зарыта?

Не зря же глава этого ведомства предлагает чуть ли не вдвое сократить количество университетов. По причине их слабости, что негативно сказывается на качестве обучения. Но где наши власти были раньше? Ведь в этот бизнес уже вложены немалые деньги. Да и какие социальные последствия можно ожидать после того, как окажется, что половина граждан Казахстана с высшим образованием получила сертификат в университете, который обанкротился?

Хочешь жить - умей вертеться

Сейчас минобразования через жесткий контроль за стоимостью обучения пытается поддержать вложения учебных заведений в развитие своей материальной базы. В условиях жесткой борьбы за абитуриентов эта мера вроде бы должна сдерживать «частников» от безоглядного снижения платы. Дескать, пусть они ищут другие способы набора студентов.

Кстати, помогает. Не зря же они по обеспеченности общежитиями выглядят лучше государственных вузов. А ректор одного из вузов даже решил каждому первокурснику нового набора выделить ноутбук с набором всех обучающих программ и после окончания вуза подарить его. А плату за обучение повышать там пока не собираются.

Все эти подвижки можно оценивать критически с точки зрения возможности получения нужного качества подготовки специалистов, но тут важно другое: жизнь заставляет руководителя заниматься поиском. Дело в том, что поток абитуриентов в последние годы заметно уменьшился. В том же КГУ могли бы обучать до 12 000 студентов, а их уже в два раза меньше. Дает о себе знать неблагоприятная демографическая ситуация. Школу оканчивает поколение, родившееся в кризисные 90-е годы. Это обостряет конкурентную борьбу среди вузов. В результате резко упали требования к общеобразовательному уровню абитуриентов, что негативно сказывается на самом учебном процессе и его результатах. Многое начали решать деньги.

По признанию преподавателей, родители заплатили деньги и требуют от них выложиться, чтобы дать молодому человеку образование. А он не хочет учиться. Из преподавательской среды ушло много опытных педагогов и пришли молодые. У некоторых из них амбиций больше профессионализма, да и на поборы со студентов они смотрят проще.

Ситуация усугубляется еще и тем, что платное обучение даже в государственных вузах стало чуть ли не главным источником обеспечения финансового благополучия преподавателей. Достаточно привести пример с КГУ, где государственное финансирование получает лишь около 30% студентов. По признанию проректора КГУ Сейтказинова, в структуре расходов внебюджетных поступлений около половины уходит на оплату труда педагогов. Чуть меньше - на плату за «коммуналку». Если при том же государственном обеспечении начать срезать доходы с внебюджетных групп, это станет для вуза серьезным экономическим катаклизмом.

Как влияют сложившиеся финансовые отношения между преподавателями и студентами, мы уже написали. Но есть и другая сторона. От некоторых студентов (фамилии по понятным причинам мы назвать не можем) приходилось слышать, что у их родителей не было средств, чтобы своевременно заплатить за учебу. По этой причине их не допускали к экзаменам. Выручали сердобольные преподаватели, дававшие им деньги взаймы. Но ведь кроме платы за учебу, которая в перерасчете на месяц составляет около 20 000 тенге, нужно еще и жить.

«Кошелек» современного студента мы решили рассчитать на примере студентки 2-го курса. Валентина (имя изменено) живет в 2-комнатной съемной квартире с тремя подругами. Общая месячная плата за аренду - около 50 000 тенге. Каждая платит 12 000 плюс коммунальные услуги. В итоге за жилье с каждой - по 13500 тенге. Есть «мобильник». Он съедает у Валентины 4000 тенге в месяц. На еду уходит примерно 16 000 в месяц. А вот непредвиденные траты, такие как развлечения и незапланированные покупки, составляют 6000. Итого месячный бюджет Валентины составляет 39 500 тенге. Если у студента при таком раскладе возникают финансовые проблемы, он начинает экономить прежде всего на еде. Со всеми вытекающими негативными последствиями для здоровья.

Получается так, что, бросив систему высшего образования в рыночную стихию, мы по сути получили лишь благоприятную статистику, с которой можно претендовать на статус конкурентоспособной страны. И в то же время криком кричим об отсутствии профессиональных специалистов для проведения технико-инновационной модернизации экономики. Исправлять ситуацию теперь придется с большими негативными социальными последствиями.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Структура среднемесячных расходов костанайского студента (на основе опроса)

Рисунок Алексея МАЦАРИНА

ОПРОС

Почему при острой конкуренции между вузами плата за учебу не снижается?

Хусаин ВАЛИЕВ, депутат сената, доктор технических наук:

- В данном случае рыночный подход неприемлем. То, что государство в лице министерства образования и науки жестко контролирует формирование платы за обучение в учебных заведениях, вполне оправдано. Иначе можно дойти до абсурда. Свободная конкуренция может привести к демпингу, в результате чего будут выигрывать те вузы, которые не занимаются развитием собственной материальной базы. Это отрицательно скажется на качестве обучения. К тому же некоторые отклонения от установленной министерством платы допускаются. Другое дело - эта система далека от совершенства. Контрольная цифра выводится для каждой специальности без учета экономических условий регионов. Выходом, на мой взгляд, могло бы стать введение районного коэффициента. Как было в прежние времена. Это могло снять аналогичные проблемы и при направлении республиканских бюджетных средств в регионы для других целей.

Дюсенбай СЕЙТКАЗИНОВ, проректор Костанайского госуниверситета, кандидат сельскохозяйственных наук:

- Мы плату за обучение рассчитываем, исходя из финансовых потребностей университета и реальной платежеспособности населения. Она и без того ниже установленной министерством, и если начнем еще больше уменьшать, нам могут поставить в вину, что не занимаемся укреплением учебной базы. Что касается других вузов, то складывается впечатление, что они ориентируются на наши цифры и делают чуть меньше, чтобы привлечь какую-то часть абитуриентов. У них реальные расходы в силу разных причин меньше, чем в КГУ, поэтому снижать плату им легче. Но в большей степени это делать они не могут, потому что нуждаются в доходах. В том числе и для того, чтобы преподавателей других вузов заинтересовать более высокой зарплатой.

Сабит ИСМУРАТОВ, ректор Костанайского инженерно-педагогического университета, доктор экономических наук:

- Главный сдерживающий фактор - приказ министерства образования о необходимости придерживаться стоимости обучения, которую они определяют для каждой специальности. Что касается боязни демпинга со стороны частных вузов, то эти опасения не имеют под собой никаких оснований. Ведь демпинг может привести к тому, что вуз может потерять студентов, а значит обанкротиться. Именно поэтому там кровно заинтересованы получаемые доходы направлять на развитие. Контроль со стороны министерства должен быть направлен только на государственные вузы. Чтобы они более эффективно тратили доходы от платного обучения.

Раиса ТЮЛЕГЕНОВА, директор Костанайского филиала Челябинского гоуниверситета, кандидат исторических наук:

- У нас хотя и российский вуз, но мы работаем под контролем Министерства образования Казахстана. Это означает, что, рассчитывая плату за учебу, тоже придерживаемся установленного в республике порядка. Но при этом ориентируемся на ту плату, которую по нашим специальностям устанавливают костанайские вузы. Для нас это ориентир, следуя которому мы реально можем рассчитывать на то, что не потеряем абитуриентов. На мой взгляд, та стоимость обучения, которая сложилась в регионе, есть оптимальный размер, позволяющий желающим учиться, а вузам - развиваться.

Римма БЕКТУРГАНОВА, председатель городского филиала партии «Нур Отан», доктор педагогических наук:

- Главная причина - в контроле министерства образования. На мой взгляд, это недостаточно оправданная мера. Учебным заведениям нужно дать большую свободу. Например, стоимость подготовки педагогических кадров, установленная министерством, очень завышена. Для подготовки квалифицированного учителя столько тратить денег нет нужды. Разве можно считать демпингом то, что педагогический вуз установит плату за обучение, реально соответствующую затратам?


  • Рейтинг: 4.57
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Рейтинг: 4.57 (голосов 7)


Рейтинг статей
Версия для печати
Отправить по почте
Перейти к последним новостям



Материалы номера

Комментарии к статье
Вы не можете отправить комментарий анонимно,
пожалуйста зарегистрируйтесь.

1
Re: Вузы в рыночной стихии




Отправлено: 02.06.11 - 01:03 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
"Многое начали решать деньги. "


А раньше что решало , разве не деньги? :-) Имею в виду постсоветское время. :-)

И вообще- я за деньги. Так справедливей. Если у кого то якобы способности, так что значит им все, а остальным так и сидеть по жизни на лопате, обслуживая тех у кого способности???
Любой родитель должен стремиться заработать как можно больше, чтобы иметь право дать образование своему чаду. Пусть и малотолковому, но благодаря купленному образованию имеющим шанс устроиться в жизни.

§ Серый волк
Re: Вузы в рыночной стихии
Серый волк


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 9639
Регистрация: 19.08.08
Отправлено: 02.06.11 - 02:01 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
1:
И вообще- я за деньги. Так справедливей...

Цитата:
1:
Любой родитель должен стремиться заработать как можно больше, чтобы иметь право дать образование своему чаду. Пусть и малотолковому

А в интересах государства и города (если город не коррумпирован) дать равные возможности для участия в конкурсе на получение высшего образования. Богатенького дерьма с деньгами можно найти в любом городе.
Иначе вузы превратятся в сброд купивших в нем место.
Как следствие отсутствие результата и падение...

600
Профайл

§ Серый волк
Re: Вузы в рыночной стихии
Серый волк


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 9639
Регистрация: 19.08.08
Отправлено: 02.06.11 - 02:07 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Как построить систему по возможности оптимально?

Исходя из цели.

Цель - индустриальный путь развития страны.

Если эта цель у государства носит не декларативный статус, а реальный,
то должна подкрепляться госзаказом на специалистов определённого круга специальностей по справочнику.

Далее реализация.

Чтоб отобрать лучших, возвращаемся к цели.

Цель - вытащить страну из засасывающей ямы рабства от промышленно развитых производителей.

Значит нужны специалисты хорошего уровня.
И хорошей цены.

А вот теперь внимание!

Специалист приносит дивиденды стране!

600
Профайл

§ Серый волк
Re: Вузы в рыночной стихии
Серый волк


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 9639
Регистрация: 19.08.08
Отправлено: 02.06.11 - 02:15 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
А это значит, что специалист приносит деньги.

А это в свою очередь позволяет подумать, что в выращивание хорошего специалиста можно ВКЛАДЫВАТЬ СРЕДСТВА, как в саженцы тополей. :lol:

Если конкретно, то нужно
делать программу образования.

1. Финансировать ПОЛНОСТЬЮ обучение по нужным специальностям (это окупается работой специалистов)
2. Устанавливать на этих госспециальностях стипендии.
3. Воспитывать и активно рекламировать подход - моя страна - моё будущее.
4. Давать большую свободу выбора пути.
Не захотел выпускник работать по спец - кредит стране нужно гасить (лет 7)
Профайл

§ Серый волк
Re: Вузы в рыночной стихии
Серый волк


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 9639
Регистрация: 19.08.08
Отправлено: 02.06.11 - 02:22 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Маленькие тонкости

Затронутые вопросы экономии студентов на питании - решаются просто.

ключ к решению кредитка, куда перечисляется стипендия. Небольшая доработка и:
35% ежемесячных средств поступающих на карту можно потратить только на оплату питания в кампусах и на продукты в магазинах города. Плюс к этом по счёту "питание" можно уходить в кредит при оплате обеда в столовых студенческого городка.
То есть ситуации "недостаточно средств" в столовой в принципе быть не должно.
Всё. Студент гарантированно накормлен полезной пищей, а не чипсами, гамбургером и колой. :lol:
Профайл

§ Серый волк
Re: Вузы в рыночной стихии
Серый волк


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 9639
Регистрация: 19.08.08
Отправлено: 02.06.11 - 02:28 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Естественно мало ли какие семейные и прочие обстоятельства.
В этом случае помогает договор, обучение фактически кредитуется, и возвращается работой специалиста по специальности, а в случае желания работать в другой, более выгодной сфере деятельности, или другой стране - нужно оплачивать долг по кредиту с процентом.
Тут как говорится - выбирайте.
Если не сделать выбор - будет тюремный режим распределения, куда не заманить будет калачом. Это ощущается и в некоторых российских программах для специалистов (по этой причине у меня кандалы на аватаре :-) я не полностью свободный).
Профайл

§ Серый волк
Re: Вузы в рыночной стихии
Серый волк


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 9639
Регистрация: 19.08.08
Отправлено: 02.06.11 - 02:38 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Кстати отличная информативная статья с цифрами.
А вот если инкриминируемую замакиму взятку взять и разделить на студентов :lol: :lol: :lol:
$170 000 взятки - и делим на 59500 тенге одного грызуна гранита науки.
:lol:
Таким образом (170000*145) / 59500 = 414 студента могло бы с комфортом обучаться на эту взятку :lol: :lol: :lol:
А на полную стоимость заплаченную за ЦОН :lol: :lol: 99 млн 400 тыс. тенге

1600 Студентов могли бы учится!

Так что не нужно говорить, что учить студента - дорого.
Дорого - это его не учить. :lol: и получить дальнейший развал.
Профайл

§ Серый волк
Re: Вузы в рыночной стихии
Серый волк


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 9639
Регистрация: 19.08.08
Отправлено: 02.06.11 - 02:45 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
1:
любой родитель должен стремиться заработать


Возвращаемся к единице

Семья, как полагается образцовая для страны 3 ребёнка, с разницей в 2 года.
Потянем образование? С учётом того, что при этом при 5 годах образования в течении 5 лет будут учиться одновременно 2 ребёнка, а в один из годов сразу три.
Плюс курсы перед поступлением, плюс защиты.
Ещё их нужно одевать иногда. :lol: и выдавать замуж :lol: :lol: 59500 тенге x 3 = готовы осилить??? Точно? Вы коррупционер и берёте взятки? :lol:
Профайл

Гость
Re: Вузы в рыночной стихии




Отправлено: 02.06.11 - 03:38 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Волк, ты тут тихо сам с собою? :lol: чёйт не спится тебе?

§ Victor Yang
Re: Вузы в рыночной стихии
Victor Yang


(Уважаемые пользователи)
Сообщений: 10953
Регистрация: 08.08.10
Отправлено: 02.06.11 - 08:20 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Могу ошибаться, но за 2 штуки баксов можно в Российский неплохой ВУЗ устроиться, а не в наш КГУ.
Профайл

...
Re: Вузы в рыночной стихии




Отправлено: 02.06.11 - 08:30 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Могу ошибаться, но за 2 штуки баксов можно в Российский неплохой ВУЗ устроиться, а не в наш КГУ


Увы, хороших вузов в России кажется раз-два и обчелся. Это те, которые на слуху, в больших городах. В отстальных уровень образования желает лучшего, студенчество криминально, угроза спиться ребенку весьма велика.

§ Victor Yang
Re: Вузы в рыночной стихии
Victor Yang


(Уважаемые пользователи)
Сообщений: 10953
Регистрация: 08.08.10
Отправлено: 02.06.11 - 08:47 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
...:
хороших вузов в России кажется раз-два и обчелся.

Да хотя бы ЮУрГУ тот же - качество, думаю, заметно луче, а цена мало чем отличается.
Профайл

Шау
Re: Вузы в рыночной стихии




Отправлено: 02.06.11 - 09:16 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Образование га-но у нас, это видно по тем выпускникам к.т. тысячами выпускают каждый год. В лучшем случае пару тройку месяцев работодатель натаскивает такого специалиста, а в худшем не устроится вовсе по специальности.

15
Re: Вузы в рыночной стихии




Отправлено: 02.06.11 - 09:31 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
...Выручали сердобольные преподаватели, дававшие им деньги взаймы... :-) :-) :-)

ТОБЫЛ, ТО НЕБЫЛ
Re: Вузы в рыночной стихии




Отправлено: 02.06.11 - 09:43 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Универ имени Алдамжара и колледж НАДО НАХХЕР ЗАКРЫТЬ !!! в этих шарашках работают тургайские преподы которые не имеют интелекта !!!!

и ВООБЩЕ ПРЕДЛАГАЮ "НГ" создать специальную платформу ,
форум в инете или отдельную арену чтобы обжаловать все действия минобразования и КОстанайских ВУЗ ов. честно говоря куда смотрит этот долбанный маслихат и чинуши ??? или их дети забыли что такое Кустанай ???




Авторизация

Реклама
  
 

"Нужные деньги"
 
Номер КИВИ-кошелька: 87022672972
 
Номер карты Kaspi-gold: 5169 4931 6818 4102
 
Сейчас на сайте
Гостей: 158
Пользователей: 0
Всего: 158

Вы гость здесь
^ Наверх