В ожидании Кулибиных

Евгений ШИБАРШИН

В пятницу на форуме «Инновационный Казахстан - 2020» президент РК Нурсултан НАЗАРБАЕВ изложил свое видение основных направлений инновационного развития страны. В официальной прессе его речь уже назвали «программной».

Глава государства, по сути, констатировал главные причины сегодняшней неконкурентоспособности Казахстана на глобальном уровне:

- Доля затрат на науку в объеме ВВП в Казахстане, если сравнить с высокоразвитыми странами, меньше в 10 раз. В то же время рост расходов на науку не сопровождается ростом технологических инноваций. Деньги на науку всегда выделялись, но наука работает сама для себя.

Впрочем, деньги, играя достаточно важную роль в инновационной политике, могут лишь стать инструментом для разработки и внедрения новшеств в экономике или гуманитарной сфере. В конечном счете все определяет творческий потенциал людей. Можно покупать инновации в других странах, только какие же «бешеные бабки» понадобятся, чтобы приобрести не то, что давно сдали в утиль, а действительно новаторские идеи и технические разработки. Особенно, когда процесс их распространения жестко контролируется государствами. Вот и озадачился глава Казахстана поиском своих Кулибиных, Эдисонов и, как он выразился, «всех остальных, какие в мире были новаторы».

Но вот незадача: по его информации выходит, что на Китай и Индию приходится треть от общего количества научно-технического персонала в мире, а в Казахстане только треть выпускников-инженеров идут работать по специальности. И это на 20-м году становления Казахстана, когда нам никто извне не диктовал, какие кадры готовить. Но доруководились уже до того, что сенатор Хусаин Валиев недавно заявил депутатам Костанайского областного маслихата: он будет добиваться, чтобы должность «инженер» опять была введена в перечень специальностей, официально утвержденных в Казахстане.

Президент страны, возможно, до сих пор не знает, что казахстанские вузы сейчас готовят не инженеров, а бакалавров. Причем дело не только в замене слов. Там и программа, в сравнении с техническими вузами советского периода, предусматривает преподавание специальных дисциплин в меньшем объеме. Благо бы взамен этого начали готовить инженеров в каких-то учебных комбинатах, как это, по словам Назарбаева, делается в иностранных компаниях, но ведь и этого нет. Зато почти каждый год министерство образования начинает какие-то реформы, смысл которых мало кто понимает. В итоге мы получили чуть ли не самую образованную на всей планете страну (по количеству выданных сертификатов об окончании учебных заведений), а инновациями заняться некому.

Теперь президент вынужден произносить «программные» речи, в которых агитационного запала больше, чем трезвого анализа реального положения дел. Это хорошо, что глава государства призывает всех деловых людей создать условия для разработок у нас «абсолютных инноваций», дающих тысячекратный экономический эффект. Но когда после стольких мобилизационных мероприятий по программе индустриально-инновационного развития он опять вынужден разъяснять истинное значение слова «инновация», в успех начатого дела верится с трудом.