Не потерять бы в «серебре»

Контракты - одна из наиболее загадочных сторон жизни «Формулы-1». Руководители команд стараются не афишировать условия и сроки действия договоров с пилотами, дабы соперникам неповадно было проводить «подрывную работу» по переманиванию лидеров. Проанализируем, что представляет собой мир соглашений «королевских гонок».

sports.ru

Скованные одной цепью

Как известно, в Больших Призах существует два вида контрактов: долгосрочный и опциональный. Первый заключается на солидный временной промежуток (чаще всего - 5 лет) и устанавливает фиксированный размер заработной платы пилота. При этом оговаривается список бонусов, на которые спортсмен может рассчитывать. Обычно менеджеры настаивают на ежегодном увеличении отчислений от рекламных соглашений (к примеру, первый сезон - 5%, второй - 10% и т.д.) вне зависимости от результатов, либо же на гибкой системе премиальных (по традиции, их выплачивают спонсоры) как по итогам квалификаций, так и по результатам «Гран-при». Для конюшни подобные акты выгодны тем, что в смету изначально «забивается» конкретная сумма, от которой отталкиваются при вёрстке бюджета на сезон. Да и в завтрашний день можно смотреть со спокойной душой - как бы успешно ни выступал вчерашний середняк, контракт он должен отработать до конца. Сегодня документами подобного рода могут похвастаться пилоты «Макларен» и «Феррари». При этом размер бонусов того же Фелипе Массы превосходит размер его зарплаты «по ведомости» в несколько раз! Имеют долгосрочные соглашения бывшие напарники по БАРу Дженсон Баттон и Такума Сато, что, в принципе, неудивительно. Британец, откупившийся от притязаний сэра Фрэнка $30 млн., дабы залатать прорехи в бюджете, заключил с «Хондой» выгодное соглашение, за солидную сумму продав в «долгосрочное рабство» собственное мастерство. Японец же считается неиссякаемым источником финансовых дотаций, ибо является символом всей гоночной Азии. Вспомните: дабы сохранить восточный рынок, БАРу пришлось пообещать потенциальным инвесторам пристроить Таку в фарм-клуб «Хонды», что в итоге и произошло. Поэтому «Супер Агури», получив «камикадзе», разом убила двух зайцев: получила опытного пилота и неплохую материальную базу.

Довольна интересна ситуация с Нико Росбергом. Молодой парень, вошедший в историю «Уильямса» как спортсмен, который получил максимальный балл при решении инженерных задач Сэма Майкла (достижение поистине невероятное, учитывая сложность тестов), согласился на совершенно уникальное предложение. Его многолетний договор исключает любую (!) возможность расторжения, кроме как по инициативе руководства. Как утверждают лица из кадрового департамента «синих», в соглашении немца прописан пункт: «Сумма отступных не может рассматриваться в качестве компенсации при переходе Росберга в иную команду». То есть, желающим приобрести талантливого спортсмена либо придётся предлагать Уильямсу натуральный обмен (похоже, альтернатива включена исключительно ради соблюдения законодательства - ну не новую базу же или готовое супершасси ожидать в качестве «выкупа»?!) или же дожидаться отставки вундеркинда из Гроува.

Стоит подробнее остановиться и на контракте Ральфа Шумахера. Согласно неофициальным источникам, пилот «Тойоты» получает $25 млн. в год по условиям долгосрочного соглашения. Однако несколько недель назад участились разговоры о том, что Шумми-Р предложили переподписать контракт: заменить два оставшихся года (то есть нынешний год + сезон следующий) опционом 1+1. Казалось бы, ничего любопытного... Но! Руководство японской конюшни настаивает на понижении (!) зарплаты спортсмена, так как «результаты немца не соответствуют размерам гонорара». Вроде бы Шумахер-младший может послать восточных шефов по известному адресу и спокойно докатать пару лет за четверть сотни миллионов. Однако утечка информации из офиса «Тойоты» (а кто официально данные о таких сумасшедших деньгах разглашать-то будет?!) говорит о следующем: у Ральфа в соглашении есть пунктик, гласящий, что если работник отказывается от условий, предложенных работодателем, последний вправе аннулировать контракт по своему желанию с выплатой компенсаций. Вполне вероятно, что сумма расторжения меньше размеров нынешней «платежки» Ральфа. Если он не пойдёт на снижение запросов, рискует остаться на улице. Вот и не верь после этого слухам, что «Тойота» присматривается к Марку Уэбберу...

Калифы на год

К слову, об австралийце - у «аборигена» действует опциональный контракт. Подобные соглашения подразумевают пролонгацию по желанию работодателя. При продлении сотрудничества оговаривается не только сумма гонорара на следующий сезон, но могут быть пересмотрены размеры текущих выплат (если новый договор заключается по ходу сезона). Разумеется, перераспределение бонусов также возможно. Для пилота данные условия более выгодны, но в то же время он целиком и полностью начинает зависеть от работодателя. Да и сроки заключения подобных контрактов ограничиваются в лучшем случае тремя годами. Наиболее любопытны ситуации с Ником Хайдфельдом, Джанкарло Физикеллой и уже упомянутым Уэббером.

Немецкий пилот «БМВ-Заубера» настаивает на немедленном обновлении контракта. Справедливо: лидер хинвильцев - не самый высокооплачиваемый пилот - заслужил повышение гонорара отменными выступлениями в последние месяцы. Да вот беда: Марио Тайссен откладывает вопрос о новом соглашении до осени. Желает сэкономить, избежав незапланированного повышения зарплаты? Возможно. Но, думается, есть еще одно обстоятельство - надежда удержать Себастьяна Феттеля. Вундеркинд, коему прочат большое будущее в «Формуле-1», связан контрактом с «красными быками», а потому по итогам следующего года будет волен выбирать одну из конкурирующих фирм. Вот и старается руководитель БМВ создать ажиотаж вокруг места пилота, попутно намекая юноше на перспективы карьерного роста в Хинвиле.

Команда из Милтон-Кейнса держит в уме истекающие сроки контрактов Култхарда и Уэббера. Если первый наверняка останется ещё на год, то по австралийцу вопрос открыт. В свете возможного увольнения Баррикелло, контракт которого практически наверняка не будет продлен из-за конфронтации с Ником Фраем (если только Рубиньо не согласится на кардинальное урезание зарплаты), Уэббер - первый кандидат на пост пилота «Хонды». Об интересе «Тойоты» мы уже говорили. Плюс об австралийце вспомнили в «Рено». Тут уж и Феттель придется ко двору...

Флавио Бриатторе надо выбирать: продолжить верить в Ковалайнена или сделать ставку на нового протеже - Нельсона Пике-младшего. При любых раскладах опытный пилот для молодого партнёра будет нужен обязательно. Возникает вопрос - пролонгировать соглашение с Физикеллой, либо же дать Уэббо шанс, которого его лишили в конце минувшего года. Дилемма не из простых, ведь австралиец за рулем «Ред Булл» выдал феноменальное начало сезона, тогда как Физика старт провел невзрачно. Но как переманить «аборигена», если R27 катастрофически медленна, а бюджет команды крайне скромен? Возможно, ответ дало экстренное совещание команды в Энстоне, состоявшееся несколько дней назад...