Серьезный разговор о жизни и смерти

Фрагмент спектакля: Оскар - актер Максим Слепченков, Бабушка Роза - актриса Антонина Олейникова

Галина КАТКОВА

С 14 апреля в театре - новый отсчет времени, заявил его режиссер

В этот день областной театр драмы и кукол устроил открытую сдачу премьерного спектакля «Оскар и Розовая дама». Пригласили журналистов, педагогов, свободных от работы актеров. Доверенных зрителей, как выразился, предваряя показ, главеый режиссер театра Александр Лиопа. И объяснил, для чего - хочется наладить живую обратную связь между костанайцами и их театром.

Планку установили высоко. На сцене - история сгорающего от рака мальчика, которого старая женщина-волонтер за руку приводит к богу и счастью на этом пути. Причем счастью веселому, настоящему - Розовая дама, или Бабушка Роза в костанайском варианте, предлагает больному Оскару игру. Будто каждый день он проживает десять лет. И надо все успеть - влюбиться, жениться, постареть. Оскар успевает, и уходит, все в жизни познавшим.

Эта пьеса играется много, в разных странах, театрами в маленьких городах и столицах, актерами безвестными и почти гениальными. Алиса Фрейндлих, например, делает моноспектакль, смотреть который можно бесконечно, раз за разом вслушиваясь в то, что она говорит про нашу жизнь и смерть. Про то, чего мы о них до сих пор не хотели знать... Не у каждого же из нас умирает ребенок. И не каждый из нас способен взять чужое страдающее дитя под свое крыло и в считанные дни избавить его от первобытного ужаса смерти, а родителей - от неизбывного чувства вины перед погибающим сыном. Театр пытается рассказать, как это возможно.

Костанайцы избрали свой путь - двухактного спектакля, в котором много действующих лиц. Оскара играет молодой актер Максим Слепченков, Бабушку Розу - опытнейшая Антонина Олейникова. На сцене еще появляются пациенты - друзья Оскара, врачи, медсестры, родители его и его любимой девочки. Много народу, который весь действует в стиле подчеркнутого бытовизма. Санитарки орут точь-в-точь, как в наших больницах. Мне эта подлинность страшно мешала, все время хотелось лишних выгнать и дать поговорить тем двоим, что так нуждаются друг в друге. Другим, я знаю, понравилась. Самое верное - составить собственное мнение, пойти и посмотреть спектакль. Тем более, что премьеры, сказали в театре, идут при полных залах.

- Эта пьеса популярного французского автора Эриха Шмитта была в нашем портфеле 5 лет, - признался постановщик спектакля Александр Лиопа. - Пока мы к ней примерялись, актер, которого я видел в роли Оскара, необратимо повзрослел. И мы рискнули - взяли Максима, который до этого играл роли второго плана. Он молод, студент Челябинской академии искусств. Ему еще многому надо учиться, но он, по-моему, очень органичен в этой роли.

Костанайцы считают свою версию «Оскара...» абсолютным эксклюзивом. Работали с двумя переводами оригинального текста, смотрели фильм. Так что поклонникам театра есть с чем сравнивать. Между прочим, в антракте зрители, обмениваясь мнениями, показали и знание моноспектакля Фрейндлих, и книгу, оказалось, читали, плакали. Может, поэтому в нескольких моментах (один - последний монолог Бабушки Розы) в зале стояла такая любимая актерами тишина, будто все разом затаили дыхание.

В нашем спектакле - интересная сценография, лаконичная, современная, как раз для  тающей земной сущности больного мальчика. Работал приглашенный художник из Челябинска Николай Осминов.

Полное название произведения Шмитта «Оскар и Розовая дама, или 14 писем к Богу». Это часть книжного триптиха, который рассказывает, кроме всего прочего, о принятии людьми постулатов трех религий, вообще о проникновении божеского в человеческую сущность. То есть тексты с большим и непростым смыслом. Он понимается не вдруг. И актерам, и зрителям. Очень хочется, чтобы с каждым спектаклем этот смыл открывался нам все глубже и полнее.

Открытая сдача предполагала и живое обсуждение, общение создателей спектакля со зрителями. На этот раз не получилось, но впредь, сказал Александр Лиопа, обязательно будет.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА