Молочные реки, союзные берега

Кто кого «задавит» ценой, и где при этом будет государство

Молочная продукция России и Белоруссии начинает доминировать на рынке Казахстана. Информация об этом со ссылкой на теперь уже бывшего министра сельского хозяйства РК Ахылбека Куришбаева появилась в информагентствах после совещания, которое в марте организовал Молочный союз Казахстана. Кстати, это было чуть ли не последнее публичное мероприятие министра. Насчет доминирования сегодня - не все переработчики с ним согласны. Зато наше молочное завтра вызывает у них большую тревогу.

На казахстанский рынок входит бизнес из стран, где производство и переработка молока солидно поддерживаются.

- Насколько нам известно, например, в Белоруссии производители молочных продуктов имеют дотации около 20%, кроме того, еще поддерживаются и производители сырья. Поэтому у них молоко, поступающее на переработку, дешевое. Нам с ними в этом не сравниться, - считает менеджер по качеству костанайского филиала компании «Космис» Елена РЕЧКИНА. - У нас дотаций нет, хотя прежде для предприятий-переработчиков молока они в Казахстане были. Чтобы на выходе продукция была более доступна населению.

Об этой проблеме на заседании круглого стола, организованного в департаменте комитета по техническому регулированию и метрологии по Костанайской области, говорили и другие костанайские молочники. По сути, нашим предпринимателям предстоит конкурировать не просто с союзными предприятиями, а с государствами, которые целенаправленно поддерживают отрасль.

Собственно, конкурентная борьба уже началась. В костанайских магазинах прекрасно видно, как поигрывают бицепсами российские молочные компании. Диву можно было даться, как легко «прописалась» у нас вся линейка продуктов «Простоквашино». И цена на входе была вполне привлекательной для покупателя, который только глубокомысленно крутил головой у витрины - мол, надо же, завозная продукция, а не дороже местной.

- Понимаете, они могут себе это позволить, - говорит Речкина. - Могут себе позволить установить демпинговые цены на входе, пойти на какие-то существенные временные убытки, чтобы завоевать рынок. Мы - нет.

Покупатель это видит и чувствует хотя бы потому, что исчезла существенная разница между летней и зимней ценами на молочные продукты. Переработчики ведут между собой форменные войны на рынке сырья, когда подъем закупочной цены всего на 3-5 тенге способен кого-то оставить без завоеванных ранее сдатчиков. Пока наши вынуждены заниматься этим, соседи готовятся к экспансии - молочные компании конгломерируются и продвигаются в сторону Казахстана. То, что пока есть российского на наших магазинных полках, - цветочки. Нам еще Белоруссия, в которой сохранилась практически советская система государственного планирования развития отрасли, не налила до краев свою трехлитровую банку молока.

К слову, о планировании развития. На мартовском мероприятии Молочного союза предприниматели на некоторые вещи представителям минсельхоза прямо-таки глаза открывали. Ну, например, рассказали о требовании Закона «О ветеринарии» каждую поставку молока сопровождать ветеринарной справкой. Три молоковоза из одного хозяйства идут - и три свидетельства при них должны быть.

- Переработчики говорили о том, что это совершенно нереально, - рассказывает Речкина. - Элементарно - машина в рейс ночью уходит. Кроме того, нет же возможности у самой ветеринарной службы в каждой деревне, где идет закуп, своего специалиста посадить.

Раньше обходились ветеринарным документом, выдаваемым один раз в месяц. Сейчас предпринимателям сказали, что пока эти справки никто не требует. Но закон-то есть, и кто-то его писал, и значит кто-то за его невыполнение возьмет да оштрафует.

Удивляет действующих молокопереработчиков и странная их «неучтенность» в программах возрождения животноводства. Там все как-то упор на мясо. А на молоко - волнующий акцент: при современных молочно-товарных комплексах есть идея ставить молокозаводы. Выглядит логично. Но что будет с бизнесом, который сейчас занимается переработкой, тоже тратится на новое оборудование, обучение сотрудников?

Еще наши переработчики обращали внимание на то, что в России, в отличие от нас, четко работает норма по ограничению торговой накрутки на ряд социально значимых товаров. Там торговая сеть не может поднять цену на то же молоко больше, чем на 10%. А у нас бывает, что компания-производитель снижает цену, проводя, скажем, предпраздничную акцию, а покупатель в магазине ее даже не чувствует. Здесь государство уже в конце концов должно выработать жесткую линию поведения. Это - тоже поддержка своих производителей.