Не рабами Рима сработаны

Семен СУХАНОВ

Если бы в Древнем Риме и на территории его империи трудились теперешние ремонтники, то их бы поголовно лишали голов или секли, привязав к придорожным столбам. Зато сотни тысяч дорог, мостов и тоннелей, сработанных рабами и свободными гражданами, оставались в исправном состоянии более полутора тысяч лет. По ним не проходили современные автомобили, но хотя и реже - шли тяжеленные осадные орудия для разрушения крепостных стен. Да и тамошняя канализация, для осмотра которой по трубам проезжали на лодках, прослужила тысячу лет.

Уж какой был тогда контроль над дорожными строителями - не знаю. Но вот качество - не теперешнее суверенное. Наши дороги, тротуары (кроме покрытых брусчаткой) не критикуют лишь ленивые СМИ и очень терпеливые шоферы и пешеходы. Ну если газета или телеканал заведет разговор на тему разбитого асфальта, то чего только не прочтешь, не услышишь - все в дорожном деле знатоки. Да, качество строительства и ремонта дорог (как у нас считают) зависит и от трудно проверяемых мелочей. Но вот если вместо битума положат мастику и «полетит» вся дорога - это мелочь, непосильная проверке «Костанайэкспертизы», тогда зачем нам такая? Она подрядчикам на руку, которые покупают (пардон) дерьмовое сырье и укладывают такой же асфальт в наши дороги, а немалые деньги - в свой карман.

И так - из года в год, строим, чиним через пень колоду. Что, так и будем продолжать делать дороги по знаменитой Дорожной карте? И еще тут есть одна «мелочишка» не больше пропавшего тиына - водитель катка может вместо 10 положенных раз проехать по асфальту три или четыре. Кто за ним уследит? Совести-то нет и у финансиста (есть такие), и у водителя катка. Если нам, мальчишкам, в войну старик-бригадир говорил, что поле нужно боронить в четыре следа, то мы так и делали. Ведь если меньше раз проедешь на лошади с бороной, то и земля не уродит хорошо. За нами не следили, но совесть была в ту пору почти у всех. А может, и на катки ставить определители километража и снимать показания в начале и в конце смены? Вот ведь до чего дожили - всех контролируй: начальников, специалистов, рабочих.

Наши погодные условия и правда подкачали: летом +30, зимой до -30. Ни один, мол, асфальт не выдержит. Но назовите нам страну, где весь год лето или зима и температура постоянная. Разве что в Антарктиде всегда холодно, но там зимовщики и пингвины без асфальта обходятся. Да, древние римляне на верхнее полотно дорог каменные плиты клали, но вот в той же Канаде, где погодные условия схожи с нашими, дороги асфальтом покрывают. Съездили бы туда, поучились бы, у нас есть любители дальних вояжей за тем, что и поближе можно узнать.

Вот еще асфальтовые тротуары во дворах домов... Бугры, ямы, извилистые трещины, лужи, ну и лед зимой, грязь летом. Уж они-то сработаны не рабами Рима и не советскими тружениками, а своими суверенными по выигранным тендерам. Кто дешевле и хуже - тот подрядчик и милее. Тоже хотим, как лучше, а получаем, как всегда.

А за брак в любой работе следует наказывать тенге, чтобы делать плохо было для подрядчика ра-зо-ри-тель-но. Не меньше.