Рубрики газеты
Форум
Перейти в форум »
 
 
Быстрее не бывает
 
 

Каждой Золушке - по принцу!

Искать свою сущность мы начинаем еще в детстве, выбирая любимые сказки
Скажи, какая сказка тебе нравится, и будет сразу ясно, кто ты, уверены психологи

О чудесном, желаемом и действительном в нашей жизни мы беседуем с профессиональным психологом, профессором КГУ Лилией САРКИСЯН.

- Лилия Вагановна, что бы стало с человечеством в отсутствие сказок?

-  Оно бы их непременно придумало. Сказка - это наше представление о другом мире. Человеку всегда хотелось заглянуть туда, куда он не сможет проникнуть. Меняется общество, обычаи, государства, языки, а сказки не устаревают. Долгая жизнь сказочных сюжетов объясняется тем, что в них в символическом виде отражаются основные психологические проблемы людей - наши  внутренние конфликты. Представьте себе, что Золушка и ее завистливые сестры впервые упоминаются на страницах древнего китайского манускрипта, которому три тысячи лет.

- Значит у психологов к сказкам пиитетное отношение?

- Да, универсальный характер сказок дает возможность использовать их в психотерапии. Сказка помогает психотерапевту и его пациенту разговаривать на одном языке, дает общую систему символов. Иногда очень многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка. Важно и то, как именно человек расскажет свою любимую сказку. Каждый по-своему расставит акценты, добавит или уберет подробности, важные именно для него, а порой и значительно дополнит сюжет от себя.

- Получается, неслучайно у некоторых людей с детства и до глубокой старости есть любимые сказки?

- В таких ситуациях сказка становится жизненным кредо. А специалист-психолог может, отталкиваясь от сказки, довольно точно охарактеризовать человека. К примеру, знаю многих, для кого главной сказкой в жизни стала уже упомянутая Золушка.

- И о чем  же в связи с этим может сказать психолог?

- О непростом детстве, наверняка, в неполной семье, когда девочку воспитывали в строгости, обделяя лаской, внушая, что надо постоянно работать, не покладая рук, в том числе и над собственными чувствами. Простая мысль о том, что по-настоящему любят не за что-то, а просто так, по умолчанию, принимая человека всего целиком со всеми его достоинствами и недостатками, даже не пытаясь переделать его на свой лад, просто не приходит в голову многим таким золушкам. В итоге современная Золушка хочет быть хорошей для всех, и порой теряется от того, что кто-то не считает ее таковой или даже осмеливается критиковать.  Больше всего на свете она боится оказаться «невостребованной» - никому не нужной и одинокой.  Ее упорство и трудолюбие заслуживают уважения, но при этом  она болезненно  воспринимает критику и не отличается  уверенностью в себе.  Впрочем, существует еще одна группа любительниц носить хрустальные туфельки, они уверены, что все в этой жизни решают связи: если рядом нет крестной феи, которая может взмахнуть волшебной палочкой, то даже думать о реализации каких-то глобальных планов не стоит - все равно ничего не выйдет. И невдомек им, что надо  самим раздобыть волшебную палочку и создать чудеса своими собственными руками. Так что в сказках представлен очень широкий спектр женских ролей. Одна героиня сидит себе в тереме и ждет, пока добрый молодец ее вызволит. Другая сама избавляет любимого мужчину от напастей, пользуясь своим волшебством. Кто-то ждет, что ее рассмешат, а кто-то хочет устроить пир, наткать полотна, рожать богатырей... Или, как Дюймовочка, найти себя, свое место, то, что ей близко и нужно, и стать счастливой...

- А что  скажете о «мужских» сказках?

- Классик психотерапии Эрик Берн считал, что сказки, которые нам читали в детстве, оказывают заметное влияние на нашу дальнейшую судьбу. Одна из них может, как заноза, засесть в подсознании мужчины, да так, что становится основой его собственного жизненного сценария. И он только тем и занимается, что сам, того не замечая, претворяет в жизнь излюбленную стратегию одного из героев. Поэтому встретить в жизни сказочных мужчин можно на каждом шагу.

- Многим сегодня начинает казаться, что время «алых парусов» прошло, а вот эпоха Емель из сказки «По щучьему велению» возвращается...

- И это неспроста. Современной деловой женщине не нужны алые паруса, ей нужен парусник. И не будет она ждать, когда принц-капитан найдет ее, она сама его отыщет. Именно такой статус, такая активность  далеко теперь не слабого пола и плодит Емель, основное занятие которых на печи (на диване) лежать, да в потолок плевать. С помощью  щуки-волшебницы Емеля  только и делает, что желает: «А хорошо бы, если б ведра сами...», « А пусть топор сам...», « Хочу, чтоб царевна САМА...» Пассивность Емели и подобных ему сказочных мужчин - налицо.  И получается, что вместо того, чтобы спешить разбудить Спящую красавицу, такой мужчина сам предпочитает «день-деньской лежать на печи», а вместо того, чтобы отправиться освобождать от рабского труда Золушку,  бредет «туда - сам не знает куда» или «куда глаза глядят». А еще лучше для него, когда рядом появляется какая-нибудь  Василиса Премудрая, которая в сложной ситуации скажет: «Не кручинься, не печалься, а ступай лучше спать, утро вечера мудренее». А сама за это время все проблемы решит, все  утрясет.

- Но ведь и героические Иваны-царевичи еще не перевелись?

- Да, так же, как и романтические капитаны Грэи.

- Кому же они достаются?

- Тем, кто в них верит.

Фото Анатолия КОЛОКОЛОВА


  • Рейтинг: 4.00
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Рейтинг: 4.00 (голосов 4)


Рейтинг статей
Версия для печати
Отправить по почте
Перейти к последним новостям



Материалы номера

Комментарии к статье
Вы не можете отправить комментарий анонимно,
пожалуйста зарегистрируйтесь.

§ VETER
Re: Каждой Золушке - по принцу!
VETER


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 655
Регистрация: 21.09.08
Отправлено: 22.02.11 - 19:25 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Ой вот только не надо Лилия Саркисян стропалить девок. И так кругом одни "прынцессы". Мы ж "прынцы" не железные. По паре прынцесс в сутки нам за глаза хватает. А вот с мастерицами(золушками) проблема. Проституция наше фьсо!
Профайл




Авторизация

Реклама
  
 

"Нужные деньги"
 
Номер КИВИ-кошелька: 87022672972
 
Номер карты Kaspi-gold: 5169 4931 6818 4102
 
Сейчас на сайте
Гостей: 175
Пользователей: 0
Всего: 175

Вы гость здесь
^ Наверх